Формирование навыков использования предложно - падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования игровых технологий

Егорова Ольга Викторовна
Учитель-логопед, МБДОУ ЦРР - детский сад № 8 Огонек

Информация о педагогическом опыте

Тема опыта*:

Формирование навыков использования предложно - падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования игровых технологий

Совместная работа с:

Образовательная организация*:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 8 "Огонек"

Тип образования:

дошкольное

Уровень образования:

Рубрика:

Предмет:

Направление:

  • Условия получения дошкольного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья , инвалидами и детьми-инофонами

Направление:

Профиль:

Цикл:

Предмет:

(нет)
С применением ДОТ и/или электронного обучения
С использованием цифровых технологий
Опыт пилотной площадки
Опыт региональной инновационной площадки (РИП)
Центр «Точка роста»
Технопарк «Кванториум»
«IT-куб»

Актуальность и практическая значимость опыта:

Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Своевременное

овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, в том числе и его речевое развитие.

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи…» (п.2.5);

необходимо «обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении ФАОП»(п. 2.11.2);

Целевые ориентиры предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» (п. 4.6).

( К сожалению, в последнее время у детей дошкольного возраста обнаруживается нарушение ориентации в окружающем пространстве, несформированность пространственных понятий, отсюда и непонимание значения предлогов.)

Известно, что у детей с общим недоразвитием речи, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на

реке).

в) неправильное употребление падежного окончания существительного

(Мальчик бежит с собака).

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью


Ведущая педагогическая идея:

Таким образом, можно заключить, что формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с нарушениями речи через использование игровых технологий является одной из важных сторон коррекционно-развивающей работы.

Теоретическая база опыта:

Анализ методической литературы позволил вывить разные подходы к формированию у детей с ОНР навыков формирования предложно-падежных конструкций.

Т.А.Ткаченко придерживается лексико-грамматического подхода в коррекционной работе, который предполагает работу на занятии с одной грамматической категорий. Она считает, что это позволяет целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме.

О.С. Яцель предлагает двухгодичную систему занятий по обучению детей употреблению предлогов, где также опирается на зрительный образ предлогов. В данной разработке большое внимание уделено не только уточнению значения предлогов, умению правильно употреблять предложно-падежные конструкции, но и дифференциации предлогов.

А.В.Лагутина предлагает использовать графические символы при коррекционной работе с детьми.

Т.В. Хабарова в книге «Педагогические технологии в дошкольном образовании» трактует педагогическую технологию как: сочетание определённых методов и приёмов представленных в определённой целостности и последовательности, направленных на достижение поставленных целей.

А.К. Маркова рекомендует для повышения мотивации на логопедических занятиях использовать игровые технологии, потому как игровая деятельность является ведущей у дошкольников.

Вывод: Развитие современного образования требует технологического подхода к организации коррекционно-развивающего процесса, который определял бы комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения.



Файлы:

Технология опыта:

 Технология опыта.

Проанализировав методическую литературу, возникла идея - использование игровых технологий позволит успешно формировать навыки употребления предложно- падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, так как игровые технологии имеют ряд преимуществ.

В процессе логопедической работы по формированию навыка правильного использования предлогов в падежных конструкциях наиболее значимыми, как и при коррекции других нарушений речи, являются следующие принципы:

Принцип комплексности. Нарушение предложно-падежных конструкций не является чаще всего изолированным нарушением. В связи с этим при устранении ошибок в употреблении данных конструкций логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (грамматический строй речи, лексика, фонематические функции, звукопроизношение).

Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.

Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Процесс развития любой функции речи, как и любой психической функции вообще, при коррекции нарушения должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

Принцип постепенного усложнения заданий речевого материала. Логопедическая работа по формированию навыка употребления предлогов должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением. Особенности формирования данной речевой функции у детей с различными нарушениями речи определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу. Использование учебного материала, методических приёмов подчинены данному принципу обучения от простого к сложному. Так, на начальном этапе формирования навыка правильного употребления предлогов работа начинается с усвоения значений предлогов, а затем проводится обучение использованию этих предлогов в словосочетаниях и предложениях разных типов, сначала в диалогической речи, в дальнейшем - закрепление в связной речи.

Принцип системности. Методика устранения нарушений употребления предложно-падежных конструкций представляет собой систему методов, направленных на преодоление данного вида дефекта. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.

Принцип учета симптоматики и степени выраженности дефекта. (т.е. учитывается степень выраженности и характер ошибок при употреблении предлогов в падежных конструкциях).

Онтогенетический принцип. При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в процессе нормального онтогенеза. Сначала отрабатываются предлоги В, На, Под с ярко выраженным конкретным значением – а позднее предлоги Над, Из, Около, За, Перед, Между, По, Из-за, Из-под и др.

Осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Учитываются индивидуальные особенности детей.

Принцип ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, которая становится средством усвоения языковых закономерностей.

Исходя из этого, была поставлена цель - формирование предложно- падежных конструкций у дошкольников с нарушением речи посредствам использования игровых технологий.

И следующие задачи:

- Развивать понимание лексического значения пространственных предлогов.

- Уточнять представления детей о предлоге как отдельном слове.

- Учить использовать предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в словосочетаниях, предложениях.

Этапы Содержание деятельности

Подготовительный На этом этапе проводиться работа по развитию психических процессов,. Формированию пространственных и временных ориентировок, обогащению словаря.

     Изучив исследования ученых, дефектологов, учителей – логопедов (Левиной Р.Е., Лопатиной Л.В., Филичевой Т.Б., Шаховской С.Н.), а так же опыт кандидата педагогических наук Рудаковой Н.П., которые отмечают, что у большинства детей с речевой патологией наблюдается недоразвитие или несформированность пространственных представлений, включила в одно из направлений своей коррекционно- педагогической работы пропедевтику формирования зрительно- пространственной ориентации, которая впоследствии станет фундаментом в формировании навыка употребления предлогов в речи.

Так же важно, чтобы у детей был сформирован определенный словарный запас, развиты психические процессы.

Развитие и обогащение словаря производятся на занятиях логопеда и воспитателя по лексическим темам в соответствии с планом.

Игры и упражнения на развитие психических процессов: «Найди отличия», «Найди тень», «Найди две одинаковые картинки», «Будь внимателен», «Съедобное – несъедобное», «Слушаем слова», «Запомни слова», «Запомни картинки», «Что справа, слева)», «На плоту», «На прилавке», «Построй из кубиков», «Найди дорогу», «Графический диктант», «Положи фигуры по образцу» и т.д.

Подготовительный этап проводится в течение 2-х недель перед началом знакомства детей с предложно- падежными конструкциями, но следует отметить, что работа по развитию психологических и лингвистических направлений проводится постоянно с постепенным усложнением заданий.

Основной Цель основного этапа – сформировать представление о лексическом и грамматическом значениях предлога как средстве выражения связи между словами в словосочетании (работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов предложении).

На этом этапе проводится основная работа по усвоению предложно- падежных конструкций, а именно дается определение и понятие предлогов, их значений, проводится работа по формированию навыков словоизменения по падежам, дифференциации предлогов.

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно – падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала в процессе режимных процессов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.п.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя и родителей.

Основная форма работы – логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. Количество занятий определяется учебным планом в старшей подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей. Упражнения, направленные на формирование предложно- падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкультминутки.

В работе над предложно- падежными конструкциями решаются две задачи:

1. Уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове.

2. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов.

Сначала нужно создать такие условия, чтобы дети как можно лучше закрепили представление о предлогах не только в слухоречевой, но и зрительной памяти. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы:

1) в,из,2) на, с (со), 3) над, под, между, 4)из, за, из-за, 5) из, под, из-под, 6) от, до, к, 7)перед. За, вокруг, 8) у, около, возле, 9) через, сквозь, по.

В каждой группе предлоги объединены по сходству или

 противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, тик как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению.

 При этом надо учитывать, что с разными предлогами употребляются существительные в определенных падежных формах.

В начале работы над предлогами детям необходимо объяснить, что такое »предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложении.

Нужно объяснять детям, что предлог НА означает нахождение предмета на поверхности чего – то (на столе, на шкафу и т.д.); В – внутри чего – то (в столе, в шкафу и т.д.), активно используя схемы предлогов.

Каждый предлог отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Далее значение предлога уточняется с помощью графической схемы.

Работа проводится как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложно падежных конструкциях.

Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения. Потом постепенно включаются существительные других склонений.

Употребление предложно- падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значение предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) на столе, кладет (куда?) в стол.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: входит в дом (в – в), выходит из дома (вы – из), подходит к дому (под – к), отходит от дерева (от – от). Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.

При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:

- обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;

- выяснение отношений между предметами на картинках;

- построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;

- усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.

Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).

      Главное в работе (из опыта Ткаченко Т.А.) – обострение восприятия и звуковой. И смысловой характеристик этих служебных слов, для усвоения аграмматизма. Для формирования каждого предлога необходима его отдельна, детальная, системная отработка.

    Для отработки предлога берется неограниченный, но знакомый ребенку словарь обиходно – бытового спектра, т.е. расширенную лексику. «Чем шире класс объектов, по отношению к которым формируется обобщение, тем более стойким является» (К.Д. Ушинский).

Занятия по формированию предлогов имеют следующую структуру:

- объявление цели;

- объяснение нового материала;

- закрепление полученных знаний на фронтальном наглядном материале;

- динамическая пауза;

- закрепление полученных знаний на индивидуальном наглядном материале.

Заключительный Цель этого этапа – закрепление употребления предложно – падежных конструкций дошкольниками с общим недоразвитием речи в своих самостоятельных высказываниях.

Число грамматических ошибок значительно возрастает, когда ребенок начинает пользоваться распространёнными предложениями. Причина этих ошибок – отсутствие умение контролировать как содержание предложения, так и его форму. Поэтому важно проводить работу по формированию навык употребления предложно- падежных конструкций в связных высказываниях.

Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, волевой сферы позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе.

Навыки правильного понимания и употребления предлогов закрепляются воспитателями на индивидуальных занятиях , проводимых во второй половине дня в игровой деятельности, а так же в процессе всех режимных моментов.

Овладение предложно - падежными конструкциями является сложным для дошкольников с ОН. Их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому наиболее перспективном в работе по формированию предложно- падежных конструкций является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игрой. Игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь для ребенка важно понять, что предлог хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а тот, в свою очередь, изменяет действие с предметом.

  На основе ФАОП ДО для детей с ТНР мною разработан тематический план работы по формированию предложно – падежных конструкций в старшей и подготовительной логопедических группах. План составлен таким образом, что дети последовательно знакомятся с предлогами, начиная от самых простых и заканчивая наиболее сложными в подготовительной группе.

Старшая группа:

1. предлог «на» (П.п.)

2. предлог «под» (Т.п.)

3. дифференциация предлогов «на» - «под» (П.п. Т.п.)

4. предлог «в» (П.п.)

5. дифференциация предлогов «в» - «на» (П.п.)

6. предлог «за» (Т.п.)

7. предлог «к» (Д.п.)

8. предлог «от» (Р.п.)

9. дифференциация предлогов «к» - «от» (Д.п. Р.п.)

10. предлог «по» (Д.п.)

Подготовительная группа:

1. предлог «из» (Р.п.)

2. предлог «с» («со») (Р.п.)

3. дифференциация предлогов «из» - «с» (Р.п.)

4. предлог «над» (Т.п.)

5. дифференциация предлогов «над» - «под» (Т.п.)

6. предлог «из под» (Р.п.)

7. дифференциация предлогов «из-под» - «из» (Р.п.)

8. предлог «из – за» (Р.п.)

9. дифференциация предлогов «из за» - «из» (Р.п.)

10. предлог «между» (Т.п.)

11. предлог «через» (В.п.)


Файлы:

Результативность:

Результативность работы по формированию навыков использования предложно – падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи оценивала по методикам:

- Н.П. Рудоковой «Где право? Где лево?», «Кто? Что? Сколько?»

- О.Е. Громовой «Прячем игрушку»

- Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова «Употребление предложно – падежных конструкций»

Систематическая работа по данной теме и диагностические исследования показывают положительную динамику формирования навыков использования предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительная характеристика констатирующего и формирующего мониторинга подтверждает повышение уровня сформированности предложно-падежных конструкций у детей:

Констатирующий мониторинг

Высокий 0%

Средний 21%

Низкий 79%

Формирующий мониторинг

Высокий уровень – 57 % детей;

Средний уровень – 36 % детей;

Низкий уровень – 7 % детей.

Опрос родителей и педагогов логопедической группы так же показал, что 96% опрошенных заметили существенные изменения после проведенной работы.

После проведенной работы:

- подобран и систематизирован методический и дидактический материал по формированию предложно – падежных конструкций для детей с общим недоразвитием речи (разработан тематический план, адоптированы конспекты занятий, изготовлен наглядный и игровой материал; изготовлены схемы предлогов, созданы презентации для интерактивной доски, подобраны физкультминутки для занятий игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов);

- разработан цикл консультаций для педагогов и родителей по данной теме;

- подобран и систематизирован диагностический материал по развитию предложно – падежных конструкций у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.


Файлы:

результативность.docx

Методические разработки:


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика исследования предложно – падежного управления у дошкольников
Параметры, по которым можно определять уровень сформированности предложно – падежных конструкций у детей дошкольного возраста.:
- оптико – пространственная ориентировка;
- понимание предложно- падежных конструкций;
- употребление имени существительного в разных падежах;
- употребление предложно – падежных конструкций.
 Методика №1 «Где право? Где лево?» (Н.П. Рудакова)
Цель:
- выявить умение выделять ведущую (правую, левую) руку, на ее основе – левую (правую)
- выявить уровень развития оптико- пространственной ориентировки.
Оборудование: набор картинок, на которых предметы изображены в разных положениях, протокол.
Описание:
А) Читается стихотворение.
«Стоял мальчик на развилке дорог,
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг мальчик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал мальчик. (В.Берестов)
Затем ребенку задаются вопросы:
- Чего не знал мальчик?
- Какой рукой ты рисуешь, кидаешь мячик? В какой руке держишь ложку? Какой рукой подметаешь пол? Покажи.
- Как называется эта рука?
- А теперь покажи другую руку, как она называется?
Б) Из набора картинок, на которых предметы изображены в разных положениях. Ребенку нужно указать на предмет, находящийся «вверху - внизу», «спереди – сзади», «внутри- снаружи», движущиеся «назад – вперед», «вверх – вниз», «вправо- влево», «направо – налево», «поперек – вдоль», «под», «за», «около», «над».
Фиксируемые параметры: количество допущенных ошибок.
Оценка результатов:
3 балла – понимание цели задания, быстрое. Самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок.
2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, приятие помощи и хорошая обучаемость , немногочисленные ошибки.
1 балл – непонимание или частичное понимание условия, отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.
Вывод об уровне:
6-5 баллов – высокий
4-3 балла – средний
2-0 баллов – низкий
Методика № 2 «Прячем игрушку» (О.Е. Громова)
Цель: выявить объем понимаемых ребенком предложно - падежных конструкций (предлоги в, на, за, под, между).
Оборудование: маленькие игрушки зайчик и лисичка, коробка, протокол.
Описание: ребенку дается игрушка зайчик. Задание предъявляется в виде небольшого рассказа. «Зайка боится лисы. Он прячется к тебе в карманчик. Где зайка? Зайка спрятался. Лиса пробежала мимо. А зайка вылез из карманчика и залез на стол. Опять появилась лиса. Давай прятать зайку. Спрячь его в коробку. Вылез зайка из коробки. Спрячь за (под) коробку, поставь перед коробкой, около коробки. Вылез зайка из –за , из-под коробки.
Фиксируем параметры: умеет ли ребенок спрятать зайку. Используя только то, чем располагает сам: в карманчик, в коробку и т.д.
Оценка результатов:
3 балла – задание выполнено правильно. Самостоятельно.
2 балла – ребенок путает некоторые предлоги. Задание выполняется после стимулирующей помощи, допускают ошибки.
1 балл – задание не выполняется даже с помощью. Ребенок не может выразить пространственное отношение с помощью предлогов.
Выводы об уровне понимания предложно- падежных конструкций:
3 балла – высокий
2 балла – средний
1 – 0 баллов – низкий
Методика № 3 «Кто? Что? Сколько?» (Н.П. Рудакова)
Цель: выявить умение ребенка употреблять имена существительные в разных падежах.
Материал для обследования: картинки, опросы ив исходной форме, протокол.
Описание: ребенку предлагают картинки, изображающие определенные ситуации: девочка сыплет зерно петуху, девочка глядится в зеркало, стол накрыт скатертью.
Инструкция: «Рассмотри картинки и ответь на вопросы. Чем накрыт стол? Кто сыплет зерно? Кому девочка сыплет зерно? Куда смотрится девочка?
Ребенку предлагаются слова в именительном падеже: сумка, блюдце, ложка, вишня, яблоня, ноги, ведро. Инструкция: «Ответь на вопросы: много чего? В саду много чего?»
Фиксируемые параметры: ошибки в постановке слова в определенный падеж, образование форм родительного падежа множественного числа.
Оценка результатов:
3 балла – понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок.
2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, правильная постановка падежа в нужную форму методом проб и ошибок. Принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки.
1 балл – непонимание и частичное понимание условия, отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.
Выводы об уровне:
6 – 5 баллов – высокий
4 – 3 балла – средний
2 – 0 баллов – низкий
Методика № 4 «Употребление предложно – падежных конструкций» (Зайцева Е.С., Шептунова В.К.)
Инструкция: «Посмотри внимательно н картинки. Скажи, где спрятались коты? Где спряталась черная кошка?» Аналогично задаются вопросы по другим картинкам.
Употребление предложно- падежных конструкций
 4 года Где отдыхает бабочка? (на цветке)
 Куда спряталась бабочка? (в цветок)
 Где летает бабочка? (над цветком)
 Где сидит бабочка? (под цветком)
5 лет Где сидит черная кошка? (на крыше)
 Где стоит кошка? (за домом)
 Где сидит белый кот? (перед домом)
 Где ходит кот? (около дома)
6 лет Где спит собака? (под коробкой)
 Откуда вылезает собака? (из-под коробки)
 Где прячется собака? (за коробкой)
 Откуда выходит собака? (из-за коробки)
Оценка:
3 балла – задание выполнено без ошибок, все предлоги употреблены правильно
2 балла – неверно употребляет 1 предлог
1 балл – неверно употребляет 2-3 предлога
0 баллов – неверно употребляет 4 и более предлогов
Обобщая результаты по всем методикам можно выделить следующие уровни сформированности предложно – падежных конструкций:
Высокий (18-16 баллов) – оптико – пространственные функции на вербальном уровне хорошо развиты, четкое понимание предлогов, правильное употребление пространственных предлогов, выражение отношений с помощью предлогов, соответствие предложных окончаний с используемыми предлогами, задание не вызывают трудностей, выполняются самостоятельно.
Средний (15-14 баллов) - оптико – пространственные функции на вербальном уровне хорошо развиты, находятся на среднем уровне развития, имеется отсутствие и \ или непонимание некоторых предлогов, используемых только для выражения наглядных отношений, при неумении правильно передавать падежные окончания в словосочетании с предлогом, введение предлогов в синтаксические конструкции, не требующие использование их, замены и смешение предлогов, выражающие разновидности отношений при недостаточной их дифференциации. Задание выполняются после стимульной помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки. Задания выполняются не полностью. Хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки.
Низкий (13 – 0 баллов) - несформированность оптико – пространственных функций, пропуск отсутствие понимание простых предлогов, смешение окончаний различных падежей, опущение флексий, неумение правильно передавать падежные окончания слов с предлогом, несформированность предложного управления. Задания не выполняются даже с помощью, ребенок не может выразить пространственное отношение с помощью предлогов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Физкультминутки для групповых логопедических занятий
по теме: «Предлоги»
Первый раз логопед произносит стихотворение и одновременно показывает соответствующие тексту движения.
Второй раз логопед выполняет движения вместе с детьми, а проговаривая текст, делает произносительный акцент на изучаемом предлоге.
Затем просит детей назвать – где в стихах спряталось важное «маленькое слово»
Предлог НА
Листья осенью везде:
На асфальте, на траве,
На машину опустились,
И на клумбе примостились,
Тихо падают, кружат…
Скоро голым будет сад.
Предлог В
Три медведя в доме жили,
Вместе утром в лес ходили,
Сладкий мёд в дупле искали,
И в лесу его съедали.
Предлог НА
Мы катаемся на лыжах,
Пишем на катке круги,
Едем с горки на ледянках
И играем все в снежки!
Предлог В
Дети утром в лес пошли,
Там в овраге клад нашли,
И теперь в корзинке в ряд
Десять рыжиков лежат.
Предлог ПОД
Бегал по двору щенок
Видит – пирога кусок,
Под скамейку лёг и съел,
Развалился, засопел.
Предлог ПОД
Если подушку положим под ушко,
Смело её называем – подушка;
Если подушку положим под нос,
Придётся назвать её «мягкий поднос».
Предлог ЗА
За горой растут дубы,
За дубами есть кусты,
За кустами – тихий пруд,
В нём два лебедя живут.
Предлог ПОД
Посмотрите – как красиво:
Под берёзой, под осиной,
Хороводами и в ряд
Молодцы – грибы стоят.
Стихи по теме: «Предлоги»
Автор стихов - Разина Т. В
Предлог НАД
Над рекой летают птицы,
Над полянкой – осы,
Над кустом летят синицы,
Над ручьём – стрекозы.
Предлог ПОД
Под скамейкой спит щенок,
Под кустом – зайчонок,
Под листком уснул жучок,
Под крылом – галчонок.
Предлог СО / С
Со стола упала ложка,
Со скалы слетел птенец,
С печки слезла наша кошка,
С ветки сняли огурец.
Предлог ЗА
За забором растёт малина,
За рекою растёт калина,
За домом растут берёзы,
За дорогой пасутся козы.
Предлог ИЗ
Из шкафчика достали миску,
Из холодильника – сосиску,
Из дома выбежал котёнок,
Из норки выбрался лисёнок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.
С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи можно рекомендовать такие задания.
1)Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (гусеница в грибке, над грибком, на грибке), а также вопрос к ним: « Где гусеница на грибке? Ребенок должен показать соответствующую картинку.
2)Подружи слово – название этой картинки и предлог НА. (картинки цветов)
3) Логопед произносит фразу: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? ( На стуле, на окне, на полке и т.д.)
4) Игра «Придумай предложение».
Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:
Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:
Птица села на ветку. Птица свила гнездо на ветке. Птица уселась на большую ветку. Птица сидит на ветке и поет и т.п.
Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.
Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие игры и упражнения:
1) Составление предложений по опорным картинкам и слову – действию.
2) Упражнение «Послушай, запомни, назови».
Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (например , НА ).
Логопед четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово НА», то есть произнести его утрированно.
На полянке возле речки загорали огуречки.
Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.
Воробей сидел на ветке у окна,
Ну а я- на табуретке у окна.
Посидели, посмотрели, покачались, полетели:
Воробей на крышу с ветки,
А я на пол с табуретки
Белые снежинки на веточках висели,
Белые снежинки от ветра полетели:
На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,
На высокие дома…
Значит, к нам пришла зима!
Аналогично проводится работа над другими предлогами.
3)Логопед читает предложение. Если в предложении есть предлог НА , ребенок записывает его номер или рисует количество палочек, соответствующих номеру предложения.
4)Чтение небольших рассказов, нахождение предложений с предлогом НА
Далее необходимо провести работу по дифференциации таких предлогов, как НА – В, НАД – ПОД, К-ОТ, ИЗ- С, ИЗ-ЗА – ЗА, ИЗ-ПОД- ПОД.
Можно предложить такие задания, к примеру, с предлогами ИЗ-С.
1) Игра «Не зевай, отвечай». Ответь на вопросы логопеда.
Платок лежал в кармане. Откуда достали платок?
Машину поставили на стоянку. Откуда выехала машина?
2) Закончи предложения.
Мальчик спрыгнул (откуда?)…………
Девочка вылила воду (откуда?)…………
3)Самостоятельное составление предложений с предлогом ИЗ, а потом с предлогом С (схемы предлогов вывешены на доске). Можно разделить детей на две группы, чтобы создать соревновательный момент.
После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи разных предложных конструкций.
ИГРА – ПУТАНИЦА С ПРЕДЛОГАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ.
А. ВАЛАСИНА. ПИРОГ.
Дети очень любят учиться увлекательно, любят юмор и неожиданные моменты. Именно поэтому я сочинила для речевых занятий с детьми юмористический стишок о предлогах. Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте и Вы поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!
Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.
Прочитайте с малышом стихотворение и выложите с помощью предметов или картинок то, о чем рассказал мальчик (по тексту стихотворения). Затем выложите те путаницы, которые у него получились. Спросите ребенка, что перепутал мальчик? Пусть он исправит его ошибки. В конце стихотворения расставьте все вещи на свои места и назовите с ребенком, где они находятся (на стене, под картиной, в корзине, у корзины)
Текст стихотворения:
Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».
Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!
Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы. Картинки прикреплены ниже.
ИГРА С ПРЕДЛОГАМИ «КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА».
Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).
Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки!
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!
Расскажите историю дальше. Не послушались цыплятки курочку, разбежались кто куда!
Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).
Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок где спрятался? На травке у пруда и т.д.»
РЕЧЕВАЯ ИГРА С ПРЕДЛОГОМ «ЗА». ОТГАДАЙ, КТО СПРЯТАЛСЯ ЗА ДОМОМ?
Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).
Мы сейчас играем в прятки,
А в игре одни загадки.
Не могу найти я Сашу,
Настю, Диму и Наташу.
Никого нет за кустом,
За крыльцом и за столбом.
Мне немножечко обидно,
Что друзей совсем не видно.
Где теперь ребят искать?
Обойду весь двор опять.
Чьи же ноги за машиной?
Там присели Настя с Димой.
Сашу где искать с Наташей?
Вот они, в подъезде нашем.
Не скажу я даже вам,
Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)
После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Для этого возьмите картинку, изображающую дом, и картинки разных зверюшек и птиц. Прячьте по очереди картинки зверюшек и птиц за силуэтом дома так, чтобы была видна только одна часть изображения животного. По этой части дети пытаются догадаться, кто спрятался за домом.
Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом, (за забором, за деревом)».

Файлы:

методические разработки.docx

Список использованных источников:

9. Список использованных источников

1. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17. 10. 2013г.

2. Федеральная адоптированная образовательная программа дошкольного образования. – М:ТЦ Сфера,2023

3. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. М., 1985

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М., 1990

5. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб., 2006

6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999

7. Рудакова Н.П. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Журнал Логопед в детском саду, №7 (22, 2007)

8. Савина Л.П. Планирование коррекционной работы с дошкольниками , страдающими ОНР. М., 1998.

9. Соколова Н.В. Обучение детей с ФНР и ОНР навыку употребления предложно – падежных форм. //ж. «Дефектология» №1, 1999

10. Ткаченко Т.А, Логопедическая тетрадь: формирование лексико – грамматических представлений. – СПб, 1999

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к ш8коле детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

12. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией/ Сб. статей МГПИ им. Лепнина «Патология речи», М., 1971.

13. Яцель О.С. Учимся употреблять предлоги в речи. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.


Файлы:

литература.docx
формирование навыка использования предложно - педежных конструкций у детей с ОНР посредством игровых технологий.docx


Комментарии


Комментариев пока нет