«Технология сторителлинга на уроках русского языка и литературы как средство формирования системы учебных речевых компетенций обучающихся и навыков общения и поведения в коллективе».

Колпинская Людмила Владимировна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 1 ЗАТО г. Радужный

Информация о педагогическом опыте

Тема опыта*:

«Технология сторителлинга на уроках русского языка и литературы как средство формирования системы учебных речевых компетенций обучающихся и навыков общения и поведения в коллективе».

Совместная работа с:

Образовательная организация*:

"Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 закрытого административно-территориального образования города Радужный Владимирской области"

Тип образования:

общее

Уровень образования:

среднее

Рубрика:

Предмет:

Направление:

Направление:

Профиль:

Цикл:

Предмет:

Русский язык и литература

С применением ДОТ и/или электронного обучения
С использованием цифровых технологий
Опыт пилотной площадки
Опыт региональной инновационной площадки (РИП)
Центр «Точка роста»
Технопарк «Кванториум»
«IT-куб»

Актуальность и практическая значимость опыта:

Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться так, чтобы он мог самостоятельно получать необходимые знания из различных источников, работать с конкретной информацией и эффективно использовать ее в своей учебной деятельности. И, самое главное, чтобы все полученные умения и навыки, смог реализовать в своей взрослой жизни. Таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные методы и приемы обучения. Современному учителю приходится искать другие методы, исследовательские, творческие. Одним из таких методов является метод сторителлинга. Выбор темы для обобщения опыта «Технология сторителлинга на уроках русского языка и литературы как средство формирования системы учебных речевых компетенций обучающихся и навыков общения и поведения в коллективе» вызван желанием поделиться с коллегами своими наблюдениями, наработками в этом направлении.

 Актуальность темы обуславливается тем, что каждый учитель в практической деятельности постоянно сталкивается с проблемой неумения обучающимися выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Возникает необходимость поиска форм, методов работы, направленных на развитие у учащихся потребности в развитии речи. Ведь ни для кого сегодня не секрет, что развитая речь – это не только необходимый инструмент познания и удобное средство общения, но и зеркало мышления человека. Говоря о развитии речи учащихся, мы сталкиваемся с целым рядом трудностей, тормозящих это развитие:

 маленький словарный запас;

 всевозрастающая скорость жизни и использование гаджетов, приводящих к «словесной экономии», ненормативному сокращению слов, использованию неполных предложений;

 отсутствие культуры речи, в том числе использование сленговых слов и выражений, а также нецензурных слов;

 неспособность выразить свою мысль с помощью грамотно построенных предложений;

 неумение делать логические построения, умозаключения, выводы;

 отсутствие мотивации в обучении;

 отсутствие эмоциональных контактов между участниками учебного процесса.

Работа с использованием технологии сторителлинга позволяет в той или иной степени устранить названные трудности и попытаться решить обозначенную проблему, выполняя при этом обучающую функцию. Помимо этого, обучающая функция данного метода помогает более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не только в формировании системы учебных умений и навыков, но и в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.


Ведущая педагогическая идея:

Современные образовательные технологии, в частности, метод сторителлинга, открывают прекрасные возможности для развития устной и письменной речи учащихся, способствуют эффективной работе по обучению грамотному чтению, письму, развитию связной речи и обогащению словарного запаса учащихся.

Таким образом, ведущая идея педагогического опыта - идея развития творческих способностей у учащихся в познании окружающего мира и самоутверждении в нём. Применение технологии метода сторителлинг на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности способствует развитию и обогащению словарного запаса обучающихся, помогает формированию коммуникативных навыков, позволяет выйти на контакт с одноклассниками, с учителем.


Теоретическая база опыта:

Теоретическую основу опыта составляют исследования известных учёных в области педагогики и психологии.

В настоящее время развитие творческой личности актуально, а работа в этом направлении имеет практическую значимость в области современной педагогики. Федеральный государственный образовательный стандарт делает акцент на воспитание личности активной, творческой.

Важнейший этап развития творческих способностей – это младший школьный возраст. Именно в этом возрасте, по мнению Л.Б. Ермолаевой-Томиной, у младшего школьника развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы [6]. Но работа эта не должна прекращаться и при переходе ребенка в среднее и старшее звено.

Л.А. Большакова в своих работах определяет творческие способности как некое «сложное личное качество», которое отражает способность личности к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку окружающим людям в творческой самореализации [3]. Это явно говорит о том, что, воспитывая в процессе обучения творческую личность, мы даем возможность этой личности развиваться, а также объединить вокруг себя и других людей для совместных творческих проектов, определения совместного творческого отношения к жизни вообще.

Самигуллина Г.С. считает, что творческие способности – это свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [10]. И психологи, и педагоги едины в том, что творческие способности – это индивидуальные особенности качества личности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Существует большое количество точек зрения исследователей на развитие творческих способностей школьников. Например, психологи Л.Б. Ермолаева-Томина и В.Н. Дружинин утверждают, что творческой деятельностью благодаря развитию у обучающихся творческих способностей они приобщаются к деятельности, которая направлена на создание полезных и значимых продуктов [6; 4].

Творчество – это создание чего-то нового, ценного, не только для человека, но и для других [6].

Отсюда можно сделать вывод, что развивать творческие способности актуально на всех этапах жизни человека, а в школе необходимо уделять этому особое внимание. Уроки русского языка и литературы не исключение, они имеют все возможности через слово раскрыть и развить творческий потенциал школьника. В результате такого рода деятельности познается что-то новое, что позволяет увидеть ребенка с неожиданной стороны, дает ему возможность приобрести новые умения и знания и применить раннее приобретенные. Не является секретом, что дети отвергают ненужные, чуждые, неинтересные им знания. Они учат к урокам необходимые правила, читают программные произведения, но очень быстро всё это забывают.

Согласно исследованиям учёных, человеческий мозг лучше всего запоминает информацию в формате историй. При этом грамотно составленная и выстроенная история не только останется в памяти, но и укрепит доверие к рассказчику, вызовет у слушателя нужные эмоции и чувства и хорошо закрепится в памяти. Именно по этой причине сторителлинг стал так популярен в различных сферах жизни.

В переводе с английского сторителлинг (storytelling) означает рассказывание историй. Однако не каждую рассказанную историю можно отнести к сторителлингу. Как правило, в этот жанр входят цепляющие истории, которые захватывают внимание слушателя, воздействуют на его эмоции и чувства, при этом имеют определённую структуру.

Сторителлинг можно применять в любой сфере нашей жизни. Так, даже историю о том, как кто-то провёл выходные, можно подать двумя способами: в виде простого рассказа, описывающего последовательность событий, или в формате захватывающей истории, которой будут сопереживать все слушатели. Именно во втором случае рассказчик использует жанр сторителлинга, эмоционально вовлекая свою аудиторию в описываемую историю.

Интересно, что раньше термин «сторителлинг» был известен в экономике, в рекламе, слышался в речи у бизнес-тренеров, и только потом появился в образовании [7].

Одной из главных задач для образования на сегодняшний момент является задача создания максимально благоприятных условий для развития детского творчества. По словам П.П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве» [2]. Такую реальную возможность предоставляет метод сторителлинга.

Ключевая роль в процессе обучения принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Прекрасные возможности в этом плане открывает метод сторителлинга – один из наиболее актуальных методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного процесса.

Также сторителлинг в образовании – это создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием учащихся, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах.


Файлы:

Технология опыта:

Цель: изучить методические особенности использования на уроках русского языка и литературы технологии сторителлинг, способствующей развитию коммуникативных навыков и обогащению словарного запаса обучающихся.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- изучить и проанализировать теоретические источники по теме исследования;

- охарактеризовать особенности методики применения технологии сторителлинга на уроках;

   Сторителлинг – это педагогическая техника, построенная на использовании историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.

Источников для увлекательного рассказа может быть множество: личные истории, кино, новости и происшествия, анекдоты, шутки или забавные выдуманные истории. Главное, чтобы они были уместны и близки рассказчику эмоционально.

Сторителлинг используется на уроках, чтобы привлечь внимание учеников, повысить их мотивацию к предмету, развивать речевые умения. При придумывании своей истории учитель может вовлекать и учеников, чтобы создать «шедевр» по теме урока, а это развивает такую важную черту, как сотрудничество. Ученики могут совершенствовать свои компетентности, создавая творческие проектные работы в виде придуманных историй на заданную тему. Можно утверждать, что такой помощник как сторителлинг очень интересен и полезен.

Не раз на уроках русского языка при изучении того или иного правила орфографии или морфологии слышали или создавали лингвистические сказки, которые повествуют нам о том, например, как причастие не хотело дружить с отрицательной частицей НЕ, или о том, как у Его Величества Глагола в замке было два стражника – первое и второе спряжение. Оказывается, эти увлекательные истории, помогающие детям запоминать правила, и есть сторителлинг.

Хорошим пособием для изучения частей речи и образцом созданных увлекательных историй являются замечательные книги - весёлые учебники по русскому языку Татьяны Рик: «Здравствуй, Имя Существительное!», «Доброе утро, Имя Прилагательное!», «Здравствуй, дядюшка Глагол!», «Привет, Причастие!», «Как живёшь, Наречие?», «Как дела, Деепричастие?»

Придуманные увлекательные истории частей речи, замечательные яркие иллюстрации, сделанные автором, вовлекают в скучный для учеников мир Морфологии и Орфографии.

Так увлекательные житейские истории, понятные детям, помогают объяснить достаточно сложные для их понимания темы русского языка. И трудные темы, например, связанные с изучением таких частей речи как причастие и деепричастие, становятся доступными.

Но истории про части речи могут придумывать и сами учащиеся. Также как могут фантазировать при изучении орфографических правил, например «Сказка про беглые гласные, которые любили играть в прятки», «Сказка про чередующиеся гласные», и пунктуационных «Запятые выделительные и разделительные», «Тире между подлежащим и сказуемым». Здесь фантазия может развернуться в самых разных направлениях, а дети это очень любят. И урок изучения того или иного правила превращается в конкурс историй, которые останутся в памяти и помогут запомнить правило.

Но есть еще очень важный момент в выполнении подобных заданий – это воспитательный результат. Обучающая функция помогает более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не только в формировании системы учебных умений и навыков, но и в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения.

Например, изучение сослагательного (условного) наклонения глагола на уроке русского языка. Работа может проводиться в традиционной форме, но в конце урока предлагается задание: написать сочинение- историю «Если бы я был волшебником…». Предлагая это задание, учитель проводит предварительную работу, например, задавая вопросы: «А почему считается, что дарить подарки приятнее, чем получать их?», «А есть торт приятнее в одиночку или с друзьями?», «Что испытывает человек, совершивший добрый поступок?» и т.п. (вопросы формулируются по ситуации), но подводят к выводу, что добро делать – очень приятная вещь. Расчёт такой подготовительной работы на то, что волшебник будет совершать доброе волшебство для других людей. Воспитательный момент задания очевиден.

Не менее интересными будут и задания на уроках литературы. Увлекательными являются задания, в которых учащимся предлагается примерить на себя какую-нибудь новую роль. Например, учащимся предлагается текст «Костер и муравьи» А. И. Солженицына. Задание: представьте себя одним из муравьев, героев этого текста. Опишите что вы видите, чувствуете, думаете о происходящем.

Или трагическая история собаки в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака», с которой учащиеся знакомятся в 5 классе. Эта история никого не оставляет равнодушными, и предложение написать продолжение этого рассказа звучит для детей как возможность спасти Кусаку, поддержать её, помочь.

«Собака долго мечется по следам уехавших людей. Вернувшись на дачу и осознав, что снова осталась одна, она громко воет от одиночества», - так звучит финал рассказа.

Возможны два варианта задания:

1. Придумать продолжение истории: дальнейшая судьба Кусаки.

2. Рассказать историю любого животного, судьба которого зависела от человека.

Второй вариант задания помогает обратить внимание учащихся на проблему, актуальную в современном обществе, проблему брошенных животных. Тема ответственности несет в себе явный момент воспитательного значения: «Мы в ответе за тек, кого приручили». Эта классическая фраза Антуана Сент-Экзюпери известна даже тем, кто еще не читал его знаменитое произведение.

Практика работы с данной технологией показала, что используется этот метод чаще как элемент урока. Но есть возможность использовать этот метод и при работе творческих мастерских. Творческая мастерская – это тип занятия, основанный на доверительных отношениях учителя и ученика, в процессе которого создается продукт (творческая работа, проект, исследование, иллюстрация к произведению). Работа в мастерских помогает организовать групповую деятельность учащихся. Именно творческие мастерские дают возможность учащимся придумывать как свои собственные истории, так и участвовать в создании коллективных историй, создавать продукт совместной деятельности. А это позволяет обеспечивать необходимых условия не только для личностного творческого развития детей, но и для формирования общей культуры, воспитания в ребенке таких качеств, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства и осознание достоинства товарищей, уверенность в себе и доверие к окружающим. И здесь мы наблюдаем явный воспитательный аспект.

Таким образом, рассматриваемый метод позволяет учителю проводить комплексную работу по формированию личности ученика.

Перед тем, как начать писать истории в жанре сторителлинг, необходимо учащихся познакомить с критериями, которым отвечает качественная история. Так, хорошая история:

 захватывает внимание слушателя и заставляет его следить за ходом событий, то есть способна развлечь аудиторию;

 рождает любопытство, при этом даёт аудитории новые знания, а значит наделена образовательной функцией;

 обращается ко всей аудитории в целом и вызывает чувства и эмоции, которые понятны и знакомы большинству;

 должна быть логично выстроена, понятна настолько, что аудитория без проблем воспринимает её, а значит необходима её чёткая структура;

 запоминается.

Также объясняем учащимся, что любая история должна включать в себя три обязательных элемента:

1. Персонажи.

 В истории должен быть хотя бы один персонаж, с которым слушатель сможет соотнести себя, поставить себя на его место и понять его мотивы. Слушатель должен сопереживать герою, между ними должна быть эмоциональная связь, тогда цель истории была достигнута. Важно помнить, что чем реалистичнее персонаж, тем более вероятно, что историю запомнят.

2. Конфликт.

 Герой истории обязательно сталкивается с трудностями или попадает в неоднозначную ситуацию. Это должно вызвать у слушателей чувство сопричастности, настроить их на определённую эмоциональную волну, что сделает историю более убедительной.

3. Развязка.

 Конец истории может быть любым, позитивным и негативным, однако он всегда подводит некие итоги. Развязка также может содержать призыв к действию, рождать желание что-то изменить, усовершенствовать.

После этого можно переходить к составлению истории.

Основной предметный результат выполнения подобных заданий, например, на уроках литературы, – это сформированная способность учащихся осуществлять понимание смысла текста, способность определять авторскую идею, находить и объяснять приёмы и средства, которые использовал автор при создании своего текста; создавать собственные тексты, соответствующие конкретной речевой ситуации.

Изучая в 6 классе роман А.С. Пушкина «Дубровский», при знакомстве с композицией романа, обращаем внимание на открытый финал и задаём вопрос, что даёт этот приём, чем интересен он для читателя. Дети отвечают, что у читателя появляется возможность додумать своё продолжение, свой финал. Учащимся предлагается это сделать, как бы стать соавторами великого писателя. Мы уходим от традиционных тем написания сочинения, позволяем детям пофантазировать, проявить творческое начало, одновременно отрабатываем навыки написания сочинения – повествования с использованием при необходимости элементов других типов речи, описания и рассуждения.

При знакомстве в конце года в 6 классе с произведениями писателя-фантаста Рэя Брэдбери, учащиеся также знакомятся с его статьей «Радость писать» и как бы посещают мастер-класс популярного фантаста, получают его «совсем простой» рецепт создания произведения: «Что вам нужней всего? Что вы любите и ненавидите? Придумайте кого-нибудь похожего, например, на вас, кто всем сердцем чего-то хочет или не хочет. Пусть он приготовится к бегу. Потом дайте старт. И – следом, не отставая ни на шаг. Вы и оглянуться не успеете, как ваш герой с его великой любовью или ненавистью домчит вас до конца рассказа».

После прочтения и обсуждения рассказов Р. Брэдбери, после ответа на вопрос: «Что волнует писателя и от чего он предостерегает людей в своих произведениях?» учащимся предлагается задуматься над тем, что волнует их, от чего бы они хотели предостеречь окружающих их людей. А потом, пользуясь советами человека известного, предоставляется возможность попробовать написать свой рассказ.

Не помешают учащимся и советы учителя, которые помогут создать хороший сторителлинг:

 не забывайте, что одна из главных целей сторителлинга — вызвать чувство сопереживания главному герою, сопричастности с ним, а значит необходимо сформировать эмоциональную связь со слушателем, чтобы достичь поставленных задач, это является одним из основных условий метода;

 хорошо продумайте композицию, когда она задаётся правильно, то поддерживается интерес слушателей или читателей и создаётся напряжение, это заставляет продолжать следить за развитием событий.

 не пытайтесь вложить в сторителлинг сразу множество идей, лучше качественно проработайте одну;

 добавьте умеренное количество напряжённых и неожиданных моментов;

 с помощью деталей проще создать в воображении картинку, которую вы описываете, некоторые детали имеют большое значение при создании истории, но не перегружайте историю деталями, не путайте детали с ненужными уточнениями;

 не бойтесь добавлять диалоги и использовать стилистические приёмы;

 стремитесь изображать реальных и понятных аудитории персонажей;

 прислушивайтесь к мнению окружающих и учитывайте обратную связь от аудитории.

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что технология сторителлинг имеет много возможностей. Это и «включение» в реальные жизненные ситуации, что обеспечивает связь обучения с жизнью. Это и возможность, способствующая развитию кругозора, формированию предметных и общеучебных компетенций, а также воспитанию общей культуры учеников, способности устанавливать отношения с окружающими людьми.

Сторителлинг – это высокая доля самостоятельной работы обучающихся, позволяющая успешно формировать их познавательную самостоятельность, что является важным фактором развития интереса в учебной деятельности.

Сторителлинг – это возможный командный вариант работы, обсуждение в группе придаёт элемент соревнования и определяет личную заинтересованность каждого ученика, формирует важные для реализации личных интересов умения: работать в команде, находить общее в разных взглядах на проблему, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к позиции других людей, учиться трезво оценивать разные позиции и при необходимости принимать чужие.

Сторителлинг – это «свободный» характер педагогического взаимодействия (по сравнению с традиционными формами обучения), что является гораздо более привлекательным для учащихся подросткового возраста, ведь именно в этот период, по мнению психологов, отмечается резкое снижение интереса к учебе.

Сторителлинг – технология в школьном образовании, позволяющая сформировать главные компоненты речевого этикета, что является важнейшим показателем результативности в обучении на уроках филологической направленности.

Такое обучение позволит сформировать потребность детей к изучению нового, к самостоятельному поиску и «открытию» новых знаний, решению задач проблемного характера; даст возможность всесторонне развивать умственные и творческие способности ребенка, сделать интересным и разнообразным учебный труд. А при создании условий для активного обучения появится интерес к изучаемым предметам, понимание их важности, целесообразности.

Конечно, использование сторителлинга в обучении не решит всех проблем и, конечно же, не должно стать самоцелью. Лишь учитывая цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся, разумно сочетая традиционные и инновационные интерактивные технологии обучения при их взаимосвязи и дополнении друг друга, можно достичь наибольшего эффекта в обучении.


Файлы:

Обобщение опыта работы Колпинской Л.В..docx

Результативность:

Результативность данных приёмов фиксируется, прежде всего, в ходе наблюдения и, конечно же, оценочной деятельности. Отметим, что результативность подобной деятельности интегрируется в основной учебный процесс, не заменяя его.

В ходе проведения работы по повышению актуализации новых знаний и закреплению уже полученных старались создавать условия, в число которых входили и уроки с использованием представленного метода.

Для анализа проведённой опытно-экспериментальной работы использовались соответственно:

 самоанализ уроков с точки зрения повышения уровня актуализации нового знания у обучающихся;

 контрольно-диагностические работы;

 разработанный комплекс заданий, предлагаемый учащимся на уроках.

Обращает на себя внимание то, что темы уроков по русскому языку и произведения, постигаемые на уроках литературы, при изучении которых использовался метод сторителлинга, усвоены школьниками хорошо, вызывают больше положительных эмоций и, главное, хорошо фиксируются в памяти, лучше, чем те, что изучались лишь с применением традиционных методов.

В результате анализа диагностических исследований творческого развития детей была прослежена динамика развития детей, и сделана соответствующие выводы:

 повысился творческий рост у большинства детей;

 увеличился темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;

 замечено проявление самовыражения;

 были выявлены группы детей, способных нестандартно мыслить и воплощать свои идеи в работу.

Показателями заинтересованности учащихся в изучении предметов может служить активность и результативность участия учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

(ПРИЛОЖЕНИЕ)


Файлы:

Приложение 1.doc
Приложение 2.docx

Методические разработки:

Методические разработки

Практика работы с данной технологией показала, что используется этот метод чаще как элемент урока или как задание для самостоятельной работы дома. Возможен вариант работы в группах, например при работе в кружках, в группах во время занятий по внеурочной деятельности. Данный вид работы допускает всевозможные темы, куда поведет фантазия учителя при подготовке к занятию. Еще раз хочется отметить и воспитательный результат подобного вида работы, что актуально всегда.

Некоторые варианты работ представлены в данной работе.

1. Изучение сослагательного (условного) наклонения глагола на уроке русского языка. Работа может проводиться и в традиционной форме, но в конце урока предлагается задание: написать сочинение-историю «Если бы я был волшебником…». Предлагая это задание, учитель проводит предварительную работу, например, задавая вопросы: «А почему считается, что дарить подарки приятнее, чем получать их?», «А есть торт приятнее в одиночку или с друзьями?», «Что испытывает человек, совершивший добрый поступок?» и т.п. (вопросы формулируются по ситуации), но подводят к выводу, что добро делать – очень приятная вещь. Расчёт такой подготовительной работы на то, что волшебник будет совершать доброе волшебство для других людей. Воспитательный момент задания очевиден.

2. При изучении орфографических правил, например «Сказка про беглые гласные, которые любили играть в прятки», «Сказка про чередующиеся гласные», и пунктуационных «Запятые выделительные и разделительные», «Тире между подлежащим и сказуемым».

3. Различные увлекательные истории вполне уместны при изучении частей речи. Рассказы о том, как дружат между собой такие разные части речи, помогут учащимся увидеть и особенности каждой части речи и особенности типов связи между ними. Например, превращенное в историю образование форм существительного с предлогом, поможет понять, что данная служебная часть речи используется только для образования форм имени существительного, а в будущем слов его заменяющих, местоимений.

4. Не менее интересными будут и задания на уроках литературы. Увлекательными являются задания, в которых учащимся предлагается примерить на себя какую-нибудь новую роль.

Учащимся предлагается текст «Костер и муравьи» А. Солженицына.

Задание: представьте себя одним из муравьев, героев этого текста. Опишите что вы видите, чувствуете, думаете о происходящем.

5. Трагическая история собаки в рассказе Л. Андреева «Кусака», с которой учащиеся знакомятся в 5 классе. Эта история никого не оставляет равнодушными, и предложение написать продолжение этого рассказа звучит для детей как возможность с пасти Кусаку, поддержать её, помочь.

«Собака долго мечется по следам уехавших людей. Вернувшись на дачу и осознав, что снова осталась одна, она громко воет от одиночества», - так звучит финал рассказа.

Возможны два варианта задания:

1) Придумать продолжение истории: дальнейшая судьба Кусаки.

2) Рассказать историю любого животного, судьба которого зависела от человека.

Второй вариант задания помогает обратить внимание учащихся на проблему, актуальную в современном обществе, проблему брошенных животных. Тема ответственности несет в себе явный момент воспитательного значения: «Мы в ответе за тек, кого приручили». Эта классическая фраза Антуана Сент-Экзюпери известна даже тем, кто еще не читал его знаменитое произведение.

6. После изучении рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчики» предлагается написать историю на одну из предложенных тем:

1) Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое! (Размышления об одном поступке).

2) Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства.

3) Вовремя человека пожалеть хорошо бывает.

7. Изучая в 6 классе роман А.С. Пушкина «Дубровский», при знакомстве с композицией романа, обращаем внимание на открытый финал и задаём вопрос, что даёт этот приём, чем интересен он для читателя. Дети отвечают, что у читателя появляется возможность додумать своё продолжение, свой финал. Учащимся предлагается это сделать, как бы стать соавторами великого писателя. Мы уходим от традиционных тем написания сочинения, позволяем детям пофантазировать, проявить творческое начало, одновременно отрабатываем навыки написания сочинения – повествования с использованием при необходимости элементов других типов речи, описания и рассуждения.

8. После изучения повести Короленко «Дети подземелья» предлагаем детям разного вида письменные работы, наравне с традиционными сочинениями-рассуждениями это могут быть и истории технологии сторителлинг. Может, кто из детей захочет поведать продолжение истории жизни исчезнувшего Валека или рассказать о каком-то эпизоде из его жизни или жизни Васи. Захватывающие истории героев – хороший способ увидеть, насколько ребенок понял идею произведения, проникся ею.

9. При изучении в конце года в 6 классе произведений писателя-фантаста Рэя Брэдбери, учащиеся также знакомятся с его статьей «Радость писать» и как бы посещают мастер-класс популярного фантаста, получают его «совсем простой» рецепт создания произведения: «Что вам нужней всего? Что вы любите и ненавидите? Придумайте кого-нибудь похожего, например, на вас, кто всем сердцем чего-то хочет или не хочет. Пусть он приготовится к бегу. Потом дайте старт. И – следом, не отставая ни на шаг. Вы и оглянуться не успеете, как ваш герой с его великой любовью или ненавистью домчит вас до конца рассказа».

После прочтения и обсуждения рассказов Р. Брэдбери, после ответа на вопрос: «Что волнует писателя и от чего он предостерегает людей в своих произведениях?» учащимся предлагается задуматься над тем, что волнует их, от чего бы они хотели предостеречь окружающих их людей. А потом, пользуясь советами человека известного, попробовать написать свой рассказ с захватывающей историей.

(Приложение)


Файлы:

Методические разработки.docx

Список использованных источников:

Список использованных источников

1. Артюхова Т.Ю., Шелкунова Т.В. Психология школьников: учеб. пособие. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2022. – 113 с.

2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.: Академия, 2020. – 247 с.

3. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника // Завуч начальной школы. – 2016. – №2. – С. 14-20.

4. Валеева Е.В. Образовательный сторителлинг на уроке литературы и русского языка // Школьные технологии. – 2020. – №4. – С. 94-98.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

6. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2014. – 247 с.

7. Подрезова А.В. Сторителлинг как эффективный инструмент обучения, развития креативного мышления и речи на уроках русского языка // Молодой ученый. – 2024. – №4 (503). – С. 203-204.

8. Рязанцева И.Р. Развитие познавательных способностей в урочной и внеурочной деятельности // Гуманитарное пространство. – 2019. – №3. – С. 331-336.

9. Сайидова М.Х. Развитие творческих способностей школьников // Экономика и социум. – 2021. – №3-2 (82). – С. 802-809.

10. Самигуллина Г.С. Развитие творческого потенциала личности.: автореф. дисс. канд. пед. наук. – Казань, 2008. – 98 с.


Файлы:



Комментарии 1


Обобщение опыта «Технология сторителлинга на уроках русского языка и литературы как средство формирования системы учебных речевых компетенций обучающихся и навыков общения и поведения в коллективе».
В представленном материале рассмотрена возможность использования технологии сторителлинга для реализации компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы.
Автор отмечает роль технологии, как интегрирующей ряд технологий развивающего обучения, в том числе процедур группового, индивидуального развития и формирования всесторонних личностных качеств учащихся.
Представлены общие рекомендации для организации работы в технологии сторителлинга.
Проведен анализ специально разработанных проблемных ситуаций, определены пути и способы их разрешения.