Подвижная игра как один из видов деятельности не только укрепляет здоровье и функциональные возможности, но и продуцирует креативность мышления. Она способствует постижению чувств симпатии, эмпатии, коррекции добра и зла, потребности и человеколюбия, развивает фантазию и сопереживание.
Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным. Эти аспекты особенны важны и актуальны в работе с детьми-инофонами.
В первые годы работы учреждения количество детей иностранных семей составляло около 33-35%, в связи с чем, возникла острая необходимость планирования работы с учетом их особенностей. В последнее время количество детей-инофонов уменьшилось (примерно до 17%), однако, актуальность данной работы не снизилась.
Опыт содержит методические разработки по включению национальных подвижных игр в занятия по физическому развитию старших дошкольников, проводимых в детском саду, а также описание подвижных игр, условий их реализации.
Использование подвижных национальных игр на занятиях по физическому развитию со старшими дошкольниками способствует гармонизации межличностных отношений, формированию толерантного отношения детей друг к другу, к культуре и традициям разных народов. Кроме того, физическая активность позволяет снять напряжение, расслабить ребенка, что снижает уровень тревоги, а также физическая активность подразумевает реализуется по средствам показа, что уменьшает необходимость точного понимания речевых высказываний, что немаловажно для детей, плохо говорящих на русском языке.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».
Доронина М.А рассматривает подвижные как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. подвижную игру можно назвать воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Многие авторы отмечают, что воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использованием национальных атрибутов.
Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И. Михайловой, Т.И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры подбирается с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Содержание подвижной игры определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т.д. и включает сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.
Одним из назначений традиционных народных игр является бережное отношение национальных традиций, самобытности национального облика народа. Интерес, который мы проявляем к народным играм, — это интерес к своей истории, к жизни народа, к его думам, надеждам, мечтам, его языку и поэзии.
Поэтому актуальность избранной темы обусловлена необходимостью сохранения национальных традиций, установления связей между старой, преимущественно крестьянской и современной культурами. При этом значение народных подвижных игр, и, тесно связанным с ними, фольклора вряд ли можно переоценить. На каждом историческом этапе развития страны выдвигались свои задачи по использованию педагогической практики традиционных народных подвижных игр, важность которых для общего развития воспитания детей доказано временем. При этом главная проблема состоит в установлении способов и нахождения путей, возвращения народной подвижной игры в детскую среду.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Цель педагогического опыта - формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи:
1. Обобщать и расширять знания детей о красоте и разнообразии игр различных народов.
2. Учить проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость к обычаям и традициям народов, которые живут в России;
3. Воспитание познавательной активности, интереса и инициативы, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
4. Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры.
5. Повысить уровень двигательной активности;
6. Способствовать физическому, психическому развитию детей;
7. В условиях развития двигательной активности, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности.
В процессе работы и планирования внедрения подвижных народных игр в воспитательно-образовательный процесс в детском саду нами был разработан план по месяцам, какие народные игры будут практиковаться в старшей дошкольной группе в определенный период в течение учебного года (с сентября по май).
сентябрь – Таджикские народные игры
1 неделя – «Горный козел»
2 неделя – «Прыжки через костер»
3 неделя – «Кто быстрее»
4 неделя – «Спасение пойманных»
Октябрь – Азербайджанские народные игры
1 неделя – «Изюминка»
2 неделя – «Белый мяч и черный мяч»
3 неделя – «Отдай платочек»
4 неделя – «День и ночь»
Ноябрь – Белорусские народные игры
1 неделя – «Михасик»
2 неделя – «Мельница»
3 неделя – «Просо»
4 неделя – «Посадка картошки»
Декабрь - Узбекские народные игры
1 неделя – «Белый тополь, зеленый тополь»
2 неделя – «Пастух и козы»
3 неделя – «Чай-чай»
4 неделя – «Медведи и пчелы»
Январь – Украинские народные игры
2 неделя – «Волки козлята»
3 неделя – «Иголочка-ниточка»
4 неделя – «Лисица и заяц»
Февраль – Татарские народные игры
1 неделя – «Ловишки»
2 неделя – «Хлопушки»
3 неделя – «Скок-перескок»
4 неделя – «Займи место»
Март – Армянские народные игры
1 неделя – «Перетягивание палки»
2 неделя – «Бери и убегай»
3 неделя – «Беспокойный мяч»
4 неделя – «Дай руку»
Апрель – Грузинские народные игры
1 неделя – «Игра в колокол»
2 неделя - «Снятие шапки»
3 неделя – «Конное поло»
4 неделя – «Игра в лягушек»
Май – Русские народные игры
1 неделя – « Мячик кверху»
2 неделя – «Горелки»
3 неделя – «Удочка»
4 неделя – «Краски»
Описание использованных игр представлено в Приложении 1 данной работы.
При проведении игры выделяются следующие алгоритмы методики:
1) подготовка к игре: выбор места, подбор оборудования, инвентаря, атрибутов, разметка площадки и т. д.;
2) сбор на игру можно объявить зазывалочкой («Собирайся народ — кто в прятки идет»); привлечь внимание детей интересной игрушкой; показать картинку («Кто на картинке изображен? Кот и мышки. Давайте поиграем в эту игру»); загадать загадку. Сбор на игру длится не более 1,5-2 минут. От педагога требуется находчивость, особенно с малышами;
3) объяснение игры должно быть кратким, понятным, интересным, эмоциональным с учетом возраста детей, их подготовленности к игре. В младшей группе правила объясняются по ходу игры; воспитатель принимает на себя главную роль. В средней и старшей группах объяснение игры выделяется особо, но проводится кратко, конкретно, не более 2 минут;
4) распределение ролей имеет важное значение для создания интереса к игре. Водящий может назначаться педагогом, но при условии аргументации, понятной детям («У Иры сегодня день рождения, Сережа давно не был водящим» и др.). Можно роли распределять с помощью считалочки, «волшебной палочки». Дети могут сами выбирать водящего;
5) руководство игрой
в ходе игры необходимо обеспечить выполнение правил, физическую нагрузку, моторную плотность, усвоение движений. увеличение физической нагрузки может быть обеспечено увеличением расстояний, усложнением правил, включением дополнительных водящих. Продолжительность периодов бега в игре должна увеличиваться постепенно, после пика — снижаться. Моторная плотность в игре должна быть в пределах 50-60 %;
6) окончание игры должно предусматривать подведение итогов, в основном по выполнению правил. В младшей группе следует похвалить детей.
Особенности проведения подвижных национальных игр с группой старших дошкольников-инофонов
При объяснении новой игры педагогический работник раскрывает ее содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов, уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-нибудь из детей повторить содержание. После этого, пользуясь пространственной терминологией (налево, направо, впереди, рядом), взрослый указывает местоположение играющих и распределяет роли. Назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка, показать на примере активного, как важно быть смелым), предлагает самим детям выбрать водящего, выбирает водящего «волшебной палочкой», считалочкой.
В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приемов повышает физическую нагрузку: увеличивает расстояние для пробегания, изменяет продолжительность интенсивных движений в играх с увертыванием, рационально использует текст игры (полностью текст воспроизводится только в начале игры, в дальнейшем он сокращается и дети произносят лишь слова, побуждающие к действию), назначает сразу 2-3 водящих (в этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры).
При подведении итога игры педагог анализирует, как детям удалось достичь успеха, почему «ловишка» быстро поймал одних игроков, а другие ему не попались. К обсуждению итогов привлекаются дети. Это приучает их к анализу своих поступков. При повторном проведении игры дошкольники учатся самостоятельно создавать ее варианты: придумывают новые сюжеты, более сложные игровые задания и правила, создают различные комбинации движений.
При отборе народных игр учитывались следующие требования:
- наличие в игре игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели;
- включенность каждого ребенка в игру;
- предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;
- доступность для детей игровых заданий;
- вариативность средств достижения цели.
В физическом воспитании задачи использования национальных народных игр имеют свою специфику, которая определяется возрастными особенностями физического и психического развития воспитанников.
Поскольку целью нашего проекта является не сколько физическое, а сколько личностное развитие старших дошкольников, а именно, гармонизация межличностных отношений, то констатирующая и контрольная диагностика затрагивала именно эту сферу.
Для диагностики межличностных отношений детей-инофонов в группе нами использовалась методика «Методика по выявлению межличностных отношений» Е.О. Смирновой: социометрическая процедура «Капитан корабля». Методика А.А. Глебовой: создание проблемных ситуаций «подарки», «рисунок», «головоломка». Диагностика проводилась в старших дошкольных группах в начале года (октябрь 2022) и в конце года (апрель 2023). Описание методик представлено в Приложении 2 и 4. Полученные результаты представлены в Приложении 3.
В ходе диагностики детского коллектива были выявлено, что лишь малая часть группы умеют налаживать контакт со сверстниками, способны делиться, сопереживать и помогать свои друзьям, а также, устанавливать новые контакты. Большая половина группы детей старшего дошкольного возраста, в том числе и дети-инофоны, умеют, но не проявляют желания вступать в контакт, уступать и помогать, либо совсем не обладают этими навыками.
Изучение статуса каждого ребенка в старшей и подготовительной группах, характера взаимоотношений со сверстниками было организовано с помощью методики- игры «Секрет» (Т.А. Репиной). По результатам диагностики было определено, что характер отношений ребят со сверстниками в целом положительный. Исследуя межличностные отношения, мы можем говорить о том, что коэффициент взаимоотношений в группах находится на среднем уровне. Наблюдения за детьми показывает, что конфликты возникают достаточно редко и чаще всего между лидерами группы. Ребята редко дерутся, не обзывают друг друга. В основном яркого деления на группировки не наблюдается.
Участие детей в конкурсах и мероприятиях:
- 2 место в региональном конкурсе «Всероссийский (международный) фестиваль «Праздник эколят – молодых защитников природы», 2023 г.
- 3 место в региональном конкурсе «Всероссийский (международный) фестиваль «Праздник эколят – молодых защитников природы», 2021 г.
- лауреат 1 степени в творческом конкурсе Воспитатели России: конкурс «Путешествия солнечного лучика», 2023 г.
- 1 место во Всероссийском конкурс «Родина» (Нравственно-патриотический проект для детей и взрослых), 2023 г.
- участник регионального этапа II Всероссийского музыкального фестиваля «Воспитатели России», 2023 г.
- 2 место во II всероссийском патриотическом конкурсе «Отечеству служить бы рад», 2022 г.
- 2 место в региональном этапеI Всероссийского музыкального фестиваля «Воспитатели России», 2022 г.
Распространение опыта:
1. Выступление на педагогическом совете ДОУ с темой «роль национальных подвижных игр в физическом развитии старших дошкольников».
2. Публикация в журнале «Открытый урок» «Применение здоровььесберегающих технологий и подвижных игр в детском саду»
https://urok.1sept.ru/articles/687441
1. Зайцева, С. М. Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство физической подготовки учащихся педагогическое мастерство: материалы международной конференции / С. М. Зайцева. — М.: Буки-Веди, 2013. — 79 с.
2. Детские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.
3. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 4. – с. 10-14.
4. Кудрявцев В. А. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11.
5. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка/ Т.Мехова// ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ.-2001.-№3.-С.49-52.
6. Панкеев, И. Русские народные игры / И. Панкеев. — М.: Издательство Яуза, 2009. — 240 с.
7. Чашкина, Н. В. Народная игра как средство художественно-эстетического воспитания и обучения детей в ДОУ / Н. В. Чашкина //Педпортал. — 2015. — № 31. — C. 2–4.
8. Шеблова, Т. Е. Народные игры как средство физического развития детей дошкольного возраста / Т. Е. Шеблова // Педсовет. — 2015. — № 31. — C. 1 -5.
9. https://lavrova-ds6kar.educhel.ru/folders/post/2169393
10. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st387.shtml
11. https://studylib.ru/doc/2322457/detskie-igry-narodov-srednej-azii-i-kazahstana
спасибо