Общество, в котором мы живем, находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Поскольку научно-технический прогресс не стоит на месте, а доступ к информации всё упрощается, то и система образования должна непрерывно модернизироваться. Современному обществу нужны не только квалифицированные, инициативные и образованные профессионалы, но и развитые личности со сформированной моралью, готовые нести ответственность за свои поступки, делать осознанный выбор. Поэтому основные перемены в развитии системы образования РФ происходят в направлении поиска новых форм обучения, а также новых ролей для всех, кто задействован в учебном процессе — учащихся, педагогов и родителей.
Указом президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены стратегические национальные приоритеты страны. На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели программы «Развитие образования» до 2030 года. «Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны» .
Реализация Федеральных государственных стандартов общего образования направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, создание развивающей образовательной среды, максимально обеспечивающей образовательные потребности и интересы школьников. Исходя из этого, очевидными становится вопросы: какие образовательные подходы и технологии нужно разработать, дополнить, изменить, чтобы идти в ногу со временем? Как создавать образовательный продукт под запрос каждого конкретного человека? Каким образом обеспечить условия для реализации персонализированных образовательных траекторий при нормированной (унифицированной) организации образовательного процесса в школе?
Персонализированная модель обучения – одна из современных технологий, которая позволяет учителю выстроить траекторию личностно-ориентированного обучения и сформировать новую культуру учения, где учащийся является «хозяином» своего процесса обучения и несет за него ответственность.
В МБОУ «Симская СОШ» в рамках региональной инновационной площадки реализуется модель персонализированного обучения в условиях сельской школы. Поэтому свою деятельность по организации проектно-исследовательской работы обучающихся выстраиваю, опираясь на принципы персонализации. Предметом проектно-исследовательской деятельности стал родной край, малая родина. Данный выбор не случаен: краеведческая работа способствует гражданско-патриотическому воспитанию, формированию развитой личности, способной к самореализации.
Важность внедрения персонализации в образовательную среду и отсутствие достаточных методологических оснований для этого подчеркивают актуальность моего педагогического опыта.
Данный опыт может быть полезен учителям, реализующим различные технологии персонализированного обучения, педагогам, занимающимся проектно-исследовательской и краеведческой деятельностью. Результаты работы могут заинтересовать классных руководителей, педагогов дополнительного образования, родителей, а также тех, кого интересуют проблемы персонализации образования.
Основная педагогическая идея опыта по реализации технологии персонализированного обучения в школе состоит в развитии образовательного и личностного потенциала каждого ученика. Она основана на творческом сотрудничестве педагогов и обучающихся: вместе они определяют цели своего учебного плана и формируют персонализированную образовательную траекторию. Обучающийся выступает субъектом совместной учебной деятельности и имеет возможность строить свою индивидуальную траекторию так, чтобы в ней учитывались особенности его личности и потребности развития.
Методологические основы
Период конца ХIХ – начала ХХ века стал важнейшим этапом развития идей персонализированного обучения. Мария Монтессори, один из самых известных педагогов того времени, отмечала важность подготовленной среды, необходимой для поддержки обучения и поощрения автономности учащихся. Она считала, что дети лучше всего учатся, когда им предоставляется свобода выбирать собственные занятия и заниматься исследовательской деятельностью в своем темпе .
В начале ХХ века принцип персонализации образования был применен американским педагогом Хелен Паркхерст. Она предложила использовать метод, известный сегодня как «Дальтон план». Активистка народного образования обосновала концепцию и реализовала идею персонализированного обучения, направленную на оптимизацию работы школы за счет адаптации учебного процесса к особенностям каждого обучающегося.
«Основная цель использования технологии – создать оптимальные условия для индивидуального развития и социализации личности каждого обучающегося. Ученику предложено самому выбирать предметы, которые он будет изучать, и уровень их постижения (тир варианта). Темп (время) их освоения (три варианта) тоже определяются самостоятельно».
Хелен Паркхерст столкнулась с необходимостью преподавать сразу несколько предметов, чтобы оптимально наладить работу, она разделила кабинет на несколько зон, посвященных различным дисциплинам. Таким образом, дети могли учиться самостоятельно, выбирая оптимальный темп.
Также у истоков персонализации в образовании стоял Л.С. Выготский. Школа Выготского реализовала принципы, согласно которым:
Одним из авторов теории персонализации является советский и российский психолог А.В. Петровский. Он впервые употребил термины «персонализация» и «персонализированный подход в отечественной науке.
Персонализация — это процесс формирования личности, целью которого является понимание социальной жизни окружающих и успешное взаимодействие в обществе. Через персонализацию человек обретает свою индивидуальность, становясь ценным участником социума.
В процессе персонализации Петровский выделил три основных этапа:
Вопросу персонализированного образования посвящена Программа по развитию личностного потенциала, реализованная Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» (2018г). Программа подчеркивает необходимость пересмотра современной образовательной системы и замене типовых программ на вариативные. Главной ценностью обучения является личностный потенциал ребенка. В основе Программы лежат концепции и идеи Д.А. Леонтьева, А.Г. Асмолова, В.А. Ясвиной. «Программа позволяет реализовать персонализированный подход к развитию каждого ребенка и сформировать в образовательных организациях личностно развивающую среду. Именно в такой среде ребенок может обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость, способность к социальной интеграции и выстраиванию межличностных отношений»
Понятийный аппарат
Персонализация – подход, ориентированный на личность обучающегося и его самостоятельную образовательную активность .
Персонализированное образование (или персонализированный подход в образовании) определяется как способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором учащийся выступает субъектом учебной деятельности. Персонализированный подход базируется на положении, что человек учится и развивается лучше, если он мотивирован, активен и если учитываются его индивидуальные особенности. Учащемуся предоставляется возможность планировать собственную образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели, управлять временем и темпом обучения, выбирать те или иные задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе, мотивировать себя и других .
Персонализированное обучение – это ориентированная на учащихся модель образования, которая позволяет им стремиться к достижению целей, исследовать проблемы, находить решения, проявлять любопытство и создавать представления .
Персонализированное обучение – общий термин, которым можно обозначить многие практики, каждая из которых предназначена для ускорения обучения путем его адаптации к потребностям и навыка отдельных лиц в процессе выполнения учебной программы .
Ю.А Лях в своей статье «Модель организации персонализированного обучения школьников» указывает на четыре характерных определяющих признака персонализированного обучения, каждый из которых можно использовать в качестве фильтра для существующих методов работы в классе или создания новых:
1. Мотивация.
2. Совместное созидание.
3. Социальное строительство.
4. Самопознание .
Базовые принципы персонализированной модели образования:
Факторы персонализации:
Основные элементы персонализированного образования:
1. Культура учения – ответственный выбор учеником уровня работы и учебной задачи. Учащийся развивает самостоятельность и ответственность в индивидуальной и совместной деятельности.
2. Система ориентиров - работа в «зоне ближайшего развития», содержание образования должно складываться у учащихся в целостную картину. Учащийся осваивает содержание через систему больших идей и уровневые учебные цели.
3. Индивидуальные траектории – персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. Учащийся выбирает задания, оптимальный темп, дополнительное содержание.
4. Обратная связь – гарантированность детальной обратной связи. Учащийся понимает смысл учебной работы, ответственно относится к взятой на себя задаче.
Одним из условий реализации идеи персонализации образовательного процесса является внедрение образовательных технологий персонализации:
Остановимся на проектно-исследовательской технологии персонализации обучения, которая вызвала у меня наибольший практический интерес.
Проектно-исследовательская технология — это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования .
Критерием успешности организации учебно-исследовательской и проектной деятельности выступает обогащение исследовательского опыта учащихся. Основная задача педагога - помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Цель: создание условий для развития образовательного и личностного потенциала каждого обучающегося через внедрение проектно-исследовательской технологии персонализированной модели образования.
Задачи:
1) подобрать методики для проведения диагностики уровня развития и степени выраженности личных качеств обучающихся;
2) разработать структуру построения персонализированных образовательных маршрутов (ПОМ) проектно-исследовательской деятельности по изучению истории родного края;
3) обеспечить реализацию ПОМ по изучению истории Владимирского края в урочной и внеурочной деятельности;
4) систематизировать особенности организации проектно-исследовательской деятельности с различными категориями учащихся;
5) разработать критерии для оценки эффективности реализации модели персонализированного обучения в школе.
В персонализированном обучении на первый план выходит развитие личности и субъективная позиция самого обучающегося. Задача взрослых – помочь ему спроектировать и реализовать свой путь целенаправленного развития.
Поэтому свою работу по персонализации обучения нужно начинать с проведения ряда тренингов. Существует множество методик диагностики уровня развития и степени выраженности личных качеств обучающегося, остановимся на четырех: (Приложение 1)
1) Анкета «Мои интересы и увлечения»
2) Методика М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»
3) Опросник Казанцевой Г.Н. по изучению общей самооценки
4) Методика для изучения социализированности личности учащегося, разработанная профессором М.И. Рожковым.
Результаты диагностики показали низкий уровень учебной мотивации, преобладание внешних мотивов над внутренними (познавательными), средний уровень самооценки у большинства обучающихся. Методика изучения социализированности обучающихся выявила низкий уровень социальной активности и автономности, средний уровень социальной адаптированности и развития нравственности. Вместе с тем результаты диагностики по изучению интересов школьников позволили выявить ребят, интересующихся проектно-исследовательской деятельностью, историей страны и родного края.
Вопросы истории Владимирского края в школе включены в курс истории России, представлены в курсах внеурочной деятельности и через дополнительное образование. При работе с курсом важно осуществлять планирование достижения учебной цели, а не отдельного урока или темы, выстраивать уровневое шкалирование образовательных целей. Все это позволит перейти к построению персонализированных образовательных маршрутов по изучению истории родного края.
Персонализированный образовательный маршрут строится исходя из результатов диагностики, совместного с учеником и его родителями определения цели и задачи маршрута, видов деятельности, форм контроля и ожидаемых результатов. Каждый ученик выбирает тему, которую ему предстоит освоить, содержание, возможные варианты выполнения практического задания: исследовательская работа, проект, творческое задание.
Структура персонализированного образовательного маршрута включает следующие компоненты:
1. Целевой
постановка целей, определение задач образовательной программы.
2. Содержательный
Отбор содержания программного материала на основе образовательной программы.
3.Технологический
Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных запросов ребенка.
4. Диагностический
Определение системы диагностического сопровождения.
5.Результативный
Формулирование ожидаемых результатов, сроков из достижения, критериев эффективности реализуемых мероприятий.
Также при построении ПОМ надо учитывать, что проектно-исследовательская деятельность включает в себя несколько этапов работы:
1. Подготовительный (определение темы, цели и задач работы, построение плана действий).
2. Информационно-поисковый (сбор материала, работа с различными источниками информации, выполнение проекта).
3. Презентационный (представление проектов).
4. Рефлексивно – оценочный (коллективное обсуждение и оценка, самоанализ и самооценка).
Педагог на всех этапах выступает в качестве помощника, консультанта, а упор обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. Технология проектно-исследовательской деятельности предполагает реализацию различных моделей совместных действий всех участников образовательного процесса: педагог – ученик, ученик – ученик, педагог-ученик – родитель.
Учитывая все сказанное выше, на конкретном примере структуру персонализированного образовательного маршрута можно представить следующим образом:
Персонализированный образовательный маршрут в рамках школьного кружка «Историческое краеведение» (Приложение 2).
В ПОМ могут включаться не только занятия внеклассным краеведением, но и урочная деятельность, представленная региональным компонентом содержания общего образования.
В рамках урочной деятельности по изучению истории Владимирского края можно широко использовать проектно-исследовательскую деятельность.
Приведу пример реализации группового проекта «Декабристы Владимирского края» при изучении темы «Общественное движение при Александре I». (конспект занятия размещён в разделе "методические разработки")
На подготовительном этапе ребята по своему желанию разбиваются на группы и определяют вид деятельности и форму представления материала, выбирают эффективные стратегии взаимодействия.
Группа «Аналитики» - разрабатывает актуальность проблемы, цели и задачи проекта, программу действий.
Группа «Правоведы» - изучает программные документы «Северного» и «Южного» обществ.
Группа «Журналисты» - изучает тему исследования с точки зрения представления ее в литературе, средствах массовой информации.
Группа «Исследователи» - собирают материал о декабристах Владимирского края.
Группа «Социологи» - разрабатывают вопросы для проведения социологического опроса. В данном случае нужно взять интервью у одного из декабристов.
Далее идет аналитический этап по сбору и анализу информации, формулировка выводов, подготовка к защите проекта. Учащиеся развивают навыки работы в группе, умение вести дискуссию.
На заключительном этапе работы учащиеся презентуют результаты своей работы. Собранная информация обобщается. Ребята оценивают результаты своей деятельности и работу других групп.
Урочная деятельность позволяет реализовать не только групповые формы работы, но и персонализированные образовательные маршруты по изучению истории родного края. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» возможными темами для построения ПОМ
Могут быть «Владелец Симы А. Б. Голицын – руководитель народного ополчения» или « Луч Багратионовской славы упал на село Сима».
Содержание современных образовательных программ внеурочной деятельности и дополнительного образования дает широкий простор для реализации проектно-исследовательской деятельности. Курсы внеурочной деятельности по изучению истории Владимирского края позволяют организовать персонализацию обучения с различными категориями учащихся. Основной формой представления результатов реализации ПОМ в рамках дополнительного образования является участие в муниципальных конкурсах проектных и исследовательских работ.
Большую роль в работе с одаренными учащимися играет школьное научное общество, в рамках работы которого каждому ученику предоставляется возможность ощутить себя в роли начинающего ученого, исследователя, преобразователя действительности, реализовать только свои запросы и интересы. Проектная, исследовательская и поисковая деятельность обучающихся в рамках научного общества построена как целенаправленная систематическая работа на всех ступенях образования. Школьное научное общество учащихся МБОУ «Симская СОШ» «Интеллектуал» создано в 2011 году, в настоящее время одной из четырех кафедр является историко-краеведческая. Членами ШНО являются обучающиеся 5-11 классов. Это не всегда глубоко одаренные дети, но имеющие определенные склонности, такие как научный склад ума, повышенная любознательность, потребность в дополнительной умственной нагрузке, самостоятельность мышления, творческий стиль обучения. Важнейшей формой отчетности деятельности научного общества школы является научно-практическая конференция «Шаг в будущее: мое первое исследование», которая проходит один раз в год.
В процессе работы по выстраиванию ПОМ выявился ряд особенностей реализации проектно-исследовательской деятельности среди различных категорий обучающихся.
Одаренные дети
Дети с ОВЗ и дети – инвалиды
Дети – мигранты
Построение персонализированных маршрутов для обучающихся различных категорий позволяет добиваться успешности каждого ребенка, реализации его образовательного и личностного потенциала. А по каким параметрам можно отследить эту успешность?
В персонализированном обучении критерии успешности обучения в первую очередь определяются достижением цели или целей ученика, и только потом — достижением цели или целей учебной программы. Поэтому
одним из самых непростых вопросов при реализации персонализированного обучения является отсутствие четких критериев для отслеживания результатов его реализации.
Для оценки эффективности реализации модели персонализированного обучения в школе можно использовать ряд критериев:
Эффективность реализации модели персонализированного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности при изучении истории родного края я проследила по нескольким критериям:
1) положительная динамика качества обучения истории (Приложение 1)
2) активная вовлеченность в образовательную деятельность, повышение мотивации к изучению истории (Приложение 2)
3) результативность участия в конкурсах проектно-исследовательских работ различных уровней (Приложение 3)
4) по результатам мониторинга личных достижений учащихся, проводимого в МБОУ «Симская СОШ», наблюдается положительная динамика личного роста обучающихся по таким параметрам как:
• умение работать в группе;
• развитие адекватной самооценки;
• осознанный выбор оптимальных форм и методов обучения;
• реализация творческого начала;
• развитие умений ставить цели и выстраивать собственную траекторию их достижения;
• воспитание гражданственности и патриотизма.
1. Персонализированный образовательный маршрут в рамках школьного кружка «Историческое краеведение» (приложение 1)
2. Конспект занятия по разработке группового проекта «Декабристы Владимирского края» при изучении темы «Общественное движение при Александре I» (приложение 2)
3. Исследовательская работа «Из истории Георгиевской церкви в селе Добрынское Юрьев-Польского района» как результат реализации персонализированного образовательного маршрута (приложение 3)
1. Абалян Ж.А. Персонализированный подход в обучении. Ретроспективный анализ и обзор современных определений»// Мир науки, культуты, образования. №1 (104) 2024, с. 250.
2. Бабаева Э.С, Жамборов А. А. Особенности организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 4 (83) 2020 https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya/viewer
3. Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории. Науковедение. .Интернет-журнал.2013г. Выпуск 6.
4. Лерман-Юдова Е. Нефть в образовании [Электронный ресурс] / Е.
Лерман-Юдова. – Режим доступа: https://edexpert.ru/neft_v_obrazovanii
5.Лях Ю.А. Модель организации персонализированного обучения школьников.// Ярославский педагогический вестник – 2019г- №3(108), с.17-18
6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва: Политиздат, 1982г.
7. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2021 г. N 1701 “О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"
8. Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования.//Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т.14 №4 2020 с.82-83.
9. Сафонова М.А., Сафонов А.А. Персонализация образования в России.//Электронный ресурс, режим доступа: https://spblib.ru/en/catalog/-/books/12665687-personalised-learning-in-russia
10. Свободная энциклопедия Википедия. Персонализированное образование. //Электронный ресурс, режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
11. Школа возможностей. Электронный ресурс, режим доступа: https://teacher.vbudushee.ru/about