В соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам «содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Т.е., в системе дополнительного образования нет стандартов, примерных ДООП, поэтому педагоги сами обязаны разрабатывать программы и ежегодно их обновлять. И соответственно, для эффективной реализации ДООП необходимо разработать учебно-методический комплекс, который, порой, формируется годами.
В соответствии с требованиями профессионального стандарта педагог дополнительного образования должен «использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности обучающихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии».
Татьяна Борисовна Антонова - опытный педагог. В её арсенале имеется большой УМК, созданный в бумажном варианте. Он упорядочен и хранится, как и подобает, в папках на почетном месте в шкафу. Осознавая, что в таком виде эти материалы теряют свою актуальность, мы пришли к мысли о необходимости начать нашу работу именно с создания цифровой версии методического комплекса.
Одной из задач Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 года №678-Р, является - содействие в разработке и внедрению современных учебно-методических комплексов, в том числе цифровых, по всем направленностям дополнительного образования.
В решение данной задачи и могут помощь молодые педагоги – мастера, активно использующие цифровые технологии, современные платформы и сервисы. Именно они могут выступить в роли наставников для более возрастных педагогов, тем самым создавая современные подходы к функционированию института наставничества в образовательных учреждениях.
Привлечение молодых педагогов – мастеров к роли наставников является наиболее эффективной формой обучения опытных педагогов дополнительного образования, испытывающих затруднения в применении цифровых образовательных технологий при создании электронного учебно-методического комплекса.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что в роли наставника в модели «Педагог – педагог» для более опытного педагога выступает молодой мастер, владеющий на более высоком уровне теми или иными современными технологиями и подходами к обучению.
Эта модель является «неким перевёртышем» в плане традиционного понимания наставничества.
В условиях модернизации системы российского образования государство делает акцент на развитии кадрового потенциала и постоянном повышении профессионального мастерства педагогических работников. Достижению этих целей способствует создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогов и управленческого состава в рамках национального проекта «Образование». Одним из основных направлений разработки данной системы является развитие наставничества среди педагогических кадров, которое признано эффективным средством профессионального роста преподавателей общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и учреждений дополнительного образования.
Наставничество, имеющее глубокие корни в российском образовании еще с XIX века, представляет собой механизм поддержки профессионального становления, развития и адаптации сотрудников к выполнению своих обязанностей. Современные российские образовательные учреждения практикуют различные формы наставничества, объединяющие традиции и инновации.
Методология системы наставничества основана на понимании данного процесса как:
- Социального института, обеспечивающего передачу ценного профессионального и личного опыта, системы смыслов и ценностей новому поколению педагогов;
- Составляющей системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей непрерывное обучение педагогов путем повышения их квалификации;
- Частью методической работы образовательного учреждения, направленной на улучшение педагогического мастерства, включая адаптацию молодых специалистов, поддержку сотрудников при переходе на новые должности, работу с кадрами после аттестации, а также внедрение новых технологий и обмен опытом внутри коллектива.
Наставник – это участник индивидуальной программы наставничества, показывающий высокие результаты в своей работе, готовый и способный составить персональный план развития подопечного, учитывая его потребности и трудности. Он обладает необходимым опытом и навыками для мотивации и поддержки процессов саморазвития своего подопечного.
Наставляемый – это активный участник программы наставничества, который благодаря взаимодействию с наставником приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и достигает поставленных целей, преодолевая свои профессиональные трудности. Он самостоятельно определяет свои запросы на повышение квалификации, анализируя собственные потребности и задачи.
Особенностью системы наставничества является её индивидуальный подход, ориентированный на решение конкретных проблем каждого педагога, связанных с его личностью, профессией и социальными вопросами. Система гибко учитывает особенности преодоления трудностей наставляемых и позволяет варьировать интенсивность работы в зависимости от характера возникающих запросов (наставник и наставляемый сами определяют, какое количество времени и глубину проработки необходимо уделить тому или иному вопросу).
Система наставничества характеризуется следующими особенностями:
- Взаимодействие наставника и наставляемого строится на принципах субъект-субъектных отношений;
- Ориентация на индивидуальные потребности и интересы наставляемого;
- Использование интернет-ресурсов для расширения возможностей получения поддержки наставниками на уровне страны, регионов и муниципалитетов;
- Интеграция в национальную систему профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста и единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров;
- Применение лучших отечественных и зарубежных практик наставничества с учётом государственной образовательной политики;
- Направленность на предоставление комплексной помощи педагогам через различные формы и виды наставничества.
Реализация целевой модели наставничества учитывает специфику образовательных организаций разного типа: общего, среднего профессионального и дополнительного образования. Это обусловлено отличиями в процессах обучения и взаимодействии педагогов. Так, целевая модель наставничества в общем образовании ориентирована на федеральный проект «Современная школа», в дополнительном образовании – на проект «Успех каждого ребёнка», а в среднем профессиональном образовании – на проект «Молодые профессионалы», что отражается в разных направлениях деятельности, результатах и показателях.
Целевая модель наставничества предполагает совместную работу наставника и наставляемого над планированием, реализацией, оценкой и корректировкой индивидуальной программы наставничества.
Цель опыта: повышение мотивации возрастного педагога дополнительного образования к освоению современных цифровых образовательных технологий через создание ЭУМК.
Задачи:
• Провести мониторинг уровня владения современными электронными ресурсами;
• Разработать индивидуальный план работы с педагогом;
• Подготовить методические и обучающие материалы;
• Организовать работу педагога по созданию электронного шаблона ЭУМК и его наполнению;
• Проанализировать и скорректировать ДООП с учетом созданного ЭУМК;
• Проанализировать эффективность применения ЭУМК на занятиях с детьми;
• Подготовить выступление педагога на занятии профессиональной мастерской по результатам проделанной работы.
Наша работа состояла из трех этапов: начального, основного и заключительного. На первом этапе я предложила Татьяне Борисовне пройти опрос через Яндекс Формы, чтобы определить её текущие знания и навыки, для составления которого я использовала методику Л.В. Кочегаровой «Диагностика ИКТ - компетентности педагога». Так как итоговым продуктом мы должны получить ЭУМК, то и опрос был составлен по этой теме. (Приложение № 1)
Анализ полученных результатов позволил нам составить план дальнейших действий (Приложение №2).
Одним из основных этапов было освоение ключевых электронных ресурсов и разработка полноценного электронного учебно-методического комплекса. На основном этапе был создан ряд видеоуроков, где мы пошагово изучали различные аспекты работы с электронными ресурсами. Особое внимание уделяли темам, которые вызывали трудности, и их тщательному разбору. Просматривали, обсуждали, разъясняли. Для дальнейшей работы необходимо было создать шаблон ЭУМК, в соответствии с реализуемой дополнительной общеобразовательной программой.
Затем началась работа над заполнением электронной версии учебно-методического комплекса. На основе моих рекомендаций Татьяне Борисовне не составило труда создать папки на Яндекс Диске. Быстрая загрузка материалов позволила собрать полную электронную версию учебно-методического комплекса. Таким образом, мы смогли получить качественный итоговый продукт (Приложение №3).
Важным моментом в нашей работе было научиться применять ЭУМК на занятиях быстро и эффективно. Мы провели несколько совместных занятий с детьми, где Татьяна Борисовна, сначала с моей помощью, а затем сама, смогла воспользоваться созданным электронным ресурсом (Приложение №4).
На заключительном этапе мы снова прошли тестирование, проанализировали полученный результат. Вместе с Татьяной Борисовной мы решили провести промежуточный контроль ЗУНов обучающихся по теме «Изготовление моделей военно-морского флота», где использовали созданные электронные дидактические материалы и ссылки на видеоматериал. Затем сравнили уровень усвоения знаний обучающихся этого и прошлого учебного года.
Результатом нашей эффективной работы являются следующие показатели:
1. Повысился уровень владения электронными ресурсами и сервисами педагога (Приложение № 5);
2. По результатам промежуточного контроля ЗУН обучающихся повысился уровень усвоения материала, а значит, повысилось качество обучения (Приложении № 6);
3.Антонова Татьяна Борисовна подготовила выступление «Роль ЭУМК в повышении качества обучения на занятиях в объединениях технической направленности» в рамках работы «Профессиональной мастерской» для педагогов нашего учреждения и получила высокую оценку коллег (Приложение № 7);
5. Наша работа помогла педагогу увидеть возможности использования электронных ресурсов, поверив в себя, она приняла решение продолжить работу по созданию электронных тестов, макетов, проектов и т.д.
И, конечно, я ей в этом помогу. Быть в роли наставника мне было очень интересно! Потому что технология наставничества создает уникальную атмосферу, в которой каждый участник может внести свой вклад в профессиональное развитие друг друга.
Коллеги-ровесницы моей наставляемой сначала с опаской, а потом с неподдельным интересом наблюдали за нашей работой. И говорили: «Тебе легче, потому что дочка учит, не так стыдно показать свою некомпетентность». Мне стало понятно, почему опытные педагоги с легкостью соглашаются на роль наставника и напрочь отказываются выступать в роли наставляемого. И тут у меня возник вопрос: «А как помочь нашим корифеям?
На платформе в ВК создан виртуальный методический кабинет нашей организации. В кейсе № 6 «В помощь педагогу дополнительного образования» есть папка «Учись учиться», где я, как технический администратор, разместила материалы, накопленные в рамках данной работы. (Приложение № 8).
Эти материалы стали хорошим подспорьем для наших старших коллег, а некоторые из них при работе над ЭУМК даже обращаются за помощью к Татьяне Борисовне.
А для меня, полученный опыт, тоже не прошел даром. В 2024 году я закончила с отличием обучение во Владимирском государственном университете, и мне предложили по совместительству занять должность методиста.
В декабре 2024 года я представила свой опыт на региональном конкурсе "Лучший наставник-2024", где заняла почётное третье место (Приложение №9).
Когда есть уважение и взаимопонимание, то возраст наставника уже не имеет значения. Совершенствование культуры наставничества дает возможность каждому учиться и развиваться!
Адресная направленность
Данный опыт работы может быть использован образовательными учреждениями, где работают педагоги с разным уровнем владения цифровыми технологиями и ресурсами, при организации методической работы через систему наставничества.
Нормативно-Правовая база:
-ФЗ - № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 (с изменениями);
-«Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»- распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.;
-Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/ 02 « О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;
- «Положение о наставничестве муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Собинского района Центр дополнительного образования» от 01.09.2021 Приказ № 105.
Научные статьи о проблемах наставничества
• Копылов А. Институты наставничества в России и в мире
http://www.up-pro.ru/library/personnel_management/training/nastavnichestvo-universitety.html
• Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii