'Технология Лэпбук как эффективное средство освоения авторской программы «Веретенце» МБДОУ «ЦРР детский сад №127» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурным традициям русского народа, в том числе Владимирского края'

Егорова Наталья Владимировна
Старший воспитатель, МБДОУ 'ЦРР детский сад № 127'

Информация о педагогическом опыте

Совместная работа с:

Тема опыта*:

'Технология Лэпбук как эффективное средство освоения авторской программы «Веретенце» МБДОУ «ЦРР детский сад №127» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурным традициям русского народа, в том числе Владимирского края'

Тип образования:

дошкольное

Уровень образования:

Рубрика:

Предмет:

Направление:

  • Содержание образовательной деятельности ДОО

Направление:

Профиль:

Цикл:

Предмет:

(нет)
С применением ДОТ и/или электронного обучения
С использованием цифровых технологий
Опыт пилотной площадки
Опыт региональной инновационной площадки (РИП)

Актуальность и практическая значимость опыта:

Педагогический опыт разработан совместно с воспитателями МБДОУ "ЦРР детский сад №127" Жемковой Ириной Владимировной и Лызь Натальей Борисовной.

 АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА ОПЫТА

 Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи каждого воспитанника, его активности. Одной из таких интерактивных технологий, на наш взгляд, является технология «Лэпбук».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОПЫТА

 Использование технологии «Лэпбук» по всем тематическим разделам становится одной из форм реализации авторской программы «Веретенце» и способствует целостному восприятию ребенком дошкольного возраста народной культуры, ее традиций, быта, в том числе и Владимирского края.

 Данный опыт рекомендуется воспитателям, старшим воспитателям дошкольных образовательных организаций, родителям воспитанников. Может применяться для работы в семейном и частном детском саду.


Ведущая педагогическая идея:

Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в том, что использование интерактивной технологии "Лэпбук" будет способствовать приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурным традициям своего народа, в том числе и Владимирского края, а значит и эффективному освоению авторской образовательной программы «Веретенце».

Теоретическая база опыта:

 Изучение психолого-педагогической литературы началось с рассмотрения сущности понятий: технология, педагогическая технология, интерактивная технология, приобщение, культура, традиции.
Понятие «Технология» является сравнительно новым, многогранным термином. В толковом словаре этот термин определяется, как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)5.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М.Монахов)11.
 Итак, современную технологию характеризуют следующие позиции:
      - технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передача знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики);
       - технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
      - функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность воспитателя и воспитанников на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;
     - поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены воспитателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми воспитанниками;
      - органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Понятие «приобщение» в некоторых педагогических определениях входит в категорию воспитания как деятельность воспитателя. Как в процессе воспитания, так и в ходе приобщения происходит соприкосновение человека с миром ценностей, норм, идей, смыслов, значений, что оказывает влияние на формирование его мировоззрения, на поведение человека и выстраивает определенные отношения человека с миром культуры, с обществом. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти–шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народной культуры.
Передача и сохранение культуры от поколения к поколению происходит через традиции. К.В. Чистов, полагал, что «традиция – это механизм аккумуляции передачи (трансляции) и актуализации (реализации) человеческого опыта…»17.
На смену традиционным методам приходят активные и интерактивные формы обучения и воспитания, направленные на стимулирование разностороннего развития личности ребенка. Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога и полилога обучающихся между собой и педагогом.
Интерактивное обучение решает три задачи:
1. Учебно-познавательную;
2. Коммуникативно-развивающую;
3. Социально-ориентированную.
 Суть интерактивных методов заключается в следующем:
- обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога;
- предполагаются условия для самообразования и саморазвития;
- нет доминирования одного мнения, лидера;
- роль педагога уходит на второй план;
- дети на себя берут роль педагога, начинают обучать друг друга;
- педагог выступает лишь в роли фасилитатора, т.е. организатора процесса обучения создателя условий для инициативы дошкольников, координатора выполнения заданий.
 В настоящее время лэпбук является новым способом организации образовательной деятельности. Это одновременно и игра, и творчество, и познание и исследование нового, и повторение, и систематизация знаний, и интересный способ совместной деятельности всех участников образовательных отношений. Лэпбук - это не просто технология, помогающая закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в воспитаннике «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача воспитателя лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых знаний.

Файлы:

Технология опыта:

Приобщение детей к народной культуре связано с понятием «интерес». Именно он лежит в основе эффективного решения многих педагогических задач.
 Между интересом и деятельностью наблюдается двусторонняя связь: интерес развивается в деятельности и в ней же реализуется. Кроме того, интерес меняет характер деятельности, повышает её продуктивность. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено, изготовлено своими руками. Как же заинтересовать ребенка определенной темой, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу? Одним из способов достижения этой цели является использование технологии создания лэпбука.
Что такое лэпбук? Лэпбук — это книжка-раскладушка в которую помещены материалы, обобщенные одной темой. Это отличный способ разносторонне изучить конкретную тему с детьми дошкольного возраста, осмыслить содержание, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок примет участие в поиске, анализе и сортировке информации, будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
 Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей, которые с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, позволяют подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Цель: Использование интерактивной технологии Лэпбук как средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к культурным традициям русского народа, в том числе Владимирского края и ценностного отношения к культурному наследию своего народа.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;
2. Разработать и создать модель Лэпбука, как универсального учебного пособия по всем тематическим разделам авторской программы «Веретенце»;
3. Выявить возможности игровых интерактивных пособий на формирование у воспитанников познавательного интереса (когнитивная сфера) и ценностного отношения (эмоционально-действенная сфера) к культурному наследию своего народа посредством совместной деятельности по созданию Лэпбуков;
4. Проанализировать результативность развивающей работы на основе использования технологии Лэпбук.
5. Создать условия для непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность по формированию у воспитанников познавательного интереса и ценностного отношения к культурному наследию своего народа посредством совместной деятельности по созданию Лэпбуков.
Анализ литературы по данной теме показал, что технология Лэпбук схожа с технологией проектного метода, так как содержит все его этапы:
1. Проблема – целеполагание, выход на тему;
2. Планирование – определение содержания лэпбука;
3. Поиск информации – поиск способов и методов решения по наполнению кармашков интерактивной папки;
4. Реализация – создание лэпбука;
5. Продукт – презентация лэпбука, использование его в игровой и образовательной деятельности.
Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы, при использовании проектного метода, дает большие возможности для развития детей. Авторская программа «Веретенце» имеет девять тематических разделов:
- Родная колыбель
- Русские народные сказки, былины
- Народные игрушки и промыслы
- Пословицы, приметы, загадки
- Народный костюм
- Русская изба
- Домашняя утварь
- Жизнь и нравы русского народа
- Круг светлых дней (народные праздники).
В рамках календарно-тематического плана девять разделов программы распределились следующим образом: одна тематическая неделя каждого месяца (а их в учебном году девять) отведена теме раздела. Например: сентябрь – «Родная колыбель», октябрь – «Русские народные сказки, былины», ноябрь - «Народные игрушки и промыслы», декабрь – «Пословицы, приметы, загадки», январь - «Народный костюм», февраль – «Русская изба», март – «Домашняя утварь», апрель – «Жизнь и нравы русского народа», май – «Круг светлых дней».
 По каждой теме Программы авторами разработаны шаблоны интерактивных папок, объединенные единым форматом и стилем. Лэпбук условно делят на три основные части: познавательную, игровую, творческую. Каждый лэпбук содержит элемент регионального компонента.
При изготовлении интерактивной папки придерживаемся определенного плана:
1. Определение названия лэпбука. Название лэпбука определяем в соответствии с изучаемым тематическим блоком авторской программы.
2. Составление плана (определение содержания с учетом возраста детей и их индивидуальных особенностей), подбор материалов при участии детей и родителей.
3. Совместное изготовление и оформление лэпбука.
4. Презентация лэпбука (организация совместной деятельности).
 Педагогическая деятельность максимально направлена на развитие стремлений каждого ребенка реализовать свой личный потенциал через самостоятельную деятельность при помощи взрослых. Оказалось, что воспитанников нужно мотивировать и вызывать эмоциональный отклик на работу с лэпбуком и его содержимым. Поэтому возникла необходимость в разработке модели поэтапного внедрения интерактивных папок.
 На первом этапе при ознакомлении воспитанников с тематическими блоками «Родная колыбель» и «Русские народные сказки», используются готовые лэпбуки (изготовленные педагогами): «Родная колыбель» (Приложение №1) (в него вошли колыбельные песни, потешки, пестушки, Владимирские байки, считалки, дразнилки, мирилки ; «Лэпбук - сказка – сердцу ласка» (Приложение №1, №4) - сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, былины, былички (суеверные сказки Владимирщины), сказки из цикла Медведь-батюшка. Темы интерактивных папок близки детям и содержимое основывалось на уже имеющихся знаниях воспитанников. По страницам лэпбука детей сопровождает образ фольклора малых форм – кот Баюн, который создает проблемные ситуации, вводит новые понятия, расширяет кругозор детей.
Знакомство начинается с рассматривания «книги» (обращаем внимание, что «книга» состоит из трех частей, изучаем содержание, рассматриваем игры, уточняем правила, когда и где можно в них играть). В течение недели работа с лэпбуком проходит в совместной образовательной деятельности и в ходе режимных моментов используются малые формы фольклора и занимательный материал. При желании дети могут пополнить кармашки уже известными им потешками, колыбельными, сказками, нарисовать свои иллюстрации к сказкам. Таким образом, при знакомстве с первыми лэпбуками используется готовый материал.
 На следующем этапе, в совместной деятельности взрослых и детей, по тематическим блокам программы («Народные игрушки и промыслы», «Пословицы, приметы, загадки», «Народный костюм», «Русская изба», «Домашняя утварь») были созданы лэпбуки: «В каждой избушке свои игрушки» (Приложение №1, № 5) - куклы (тряпичные, соломенные), игрушки-забавы (погремушки, сопелки, свистульки, буксоны), матрешки (виды), народные игрушки (Богородская, Филимоновская, Дымковская, Коргопольская, Ковровская), дети знакомятся с промыслами Владимирской области: Гутный промысел, Лоскутное шитье, Мстерская вышивка, гончарное ремесло, с историей Гороховецкой плотницкой игрушки; «Русский народный костюм» (Приложение №1) - детские, мужские и женские одежда (распашенка, рубаха, штаны, сарафан), головной убор, обувь (лапти, валенки, Владимирские чесанки), праздничный костюмом Владимирской губернии, «От дерева до терема» (русская изба) (Приложение №1) - образы и традиции связанные с избой, дворцом, теремом. Эстетика русского быта. Символика наличников Аргуновская резьба), «Домашняя утварь» (Приложение №1, №2, №3) - предметы быта русского народа (предметы для приготовления пищи, хранения припасов, глажения, стирки, уборки, атрибуты русской печи, мебель, Бабий и Мужской кут. Берестяное творчество мастеров Куновых (туеса, короба, иконы), гончарное ремесло, Владимирский рожок, Кольчугинский мельхиор. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, а также формой представления итогов проекта или тематической недели.
Педагогами предлагается готовый заранее разработанный шаблон. Совместно с детьми придумывают название лэпбука, соответствующее названию тематического блока. Составлялся план лэпбука (кармашки) - «О чем мы (по теме) можем (хотим) узнать?»
 По мере изучения материала, определяется содержание папок. В познавательной части располагается информация, к которой дети проявили интерес. В этой части, как правило, главная роль отводится взрослому, который рассказывает, объясняет, показывает иллюстрации. Игровая часть – это различные дидактические игры, посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал («игры-ходилки», «найди пару», «отгадай чьё», «собери пазлы», игры на внимание и ассоциации). Содержание этой части определяется всеми субъектами образовательных отношений. Творческая часть - раскраски, творческие задания, подбираются родителями и воспитанниками. Внутреннее содержимое папок наполняется постепенно, в ходе реализации тематической недели. В течение недели взрослые и дети вспоминают и знакомятся с новым, собирают информацию, подбирают материал, совместно изготавливают карточки, а в конце недели оформляют в «умную книгу». При оформлении данного пособия дети становятся непосредственными участниками. Когда материал подобран, дети совместно со взрослыми классифицируют его по «кармашкам».
 На третьем этапе создаются многофункциональные лэпбуки - уникальные пособия со множеством кармашков и заданий, с акцентом на зону ближайшего развития ребенка. Заранее сообщается тема лепбука, Воспитанники и их родители высказывают предложения по составлению плана интерактивной папки, наполнению содержанием «кармашков», исходя из своего опыта и семейных традиций. Таким образом, содержание каждого лэпбука наполняется региональным компонентом.
 «Делу время – потехе час» (Приложение №1) - жизнь и нравы русского народа (семья, обязанности хозяина и хозяйки, традиции приема гостей, забавы)
 «Круг светлых дней» (Приложение №1) - народные праздники (Рождество, Крещение, Масленница, Благовещение, Пасха, Троица, Иван Купала, Спас (медовый, яблочный, ореховый), Осенины, Покров, Кузьминки), праздник «Владимирской вишни», «День огурца», «День семьи, любви и верности»,традиции и обряды.
 «Русские традиции чаепития» (Приложение №1) - древняя история происхождения чая, традиции русского чаепития и его атрибуты, история происхождения самовара, особенности и правила заваривания чая.
 Родители и дети в тесном взаимодействии с педагогами создают один из компонентов будущего лэпбука и презентуют его перед другими участниками. Позиция взрослых при определении и выборе способов, направлений поддержки детской инициативы заключается в создании условий для проявления активности самим ребенком, поддержке и поощрении проявления инициативы, примере взрослого, в преобладании демократического стиля общения, предоставлении детям свободы выбора деятельности и отношений в соответствии со своими интересами, обеспечении сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Таким образом, ребенок поставлен в условия, когда он незаметно для себя самого включается в процесс активного творчества. Создавая атмосферу общих интересов, все субъекты образовательных отношений активно вовлечены в общее дело.
Такой подход вводит дошкольников в мир народной жизни (имитирует старинный народный быт); создает атмосферу игры, благодаря чему нравственные ценности усваиваются легко, непринужденно, но вместе с тем основательно; стимулирует практическую художественную деятельность детей, развивает их творческие способности, культуру и живость устной речи. Воспитатели выступают в роли координаторов общей образовательной деятельности.
Лэпбук помогает закрепить и систематизировать изученный материал, находить новую информацию по теме, расширять знания, учиться наблюдать, находить особенности явлений и предметов, устанавливать причинно-следственные связи. Рассматривание папки позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы. Таким образом, данная технология становится частью Программы и способствует целостному восприятию ребенком старшего дошкольного возраста понятий народной культуры, традиций, быта, в том числе и Владимирского края.
Созданные интерактивные папки могут считаться частью развивающей предметно-пространственной среды (РППС) по программе, поскольку отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к РППС и обеспечивают:
- трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
- вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;
- насыщенность - среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности.

Файлы:

Приложение №1 - Описание лэпбуков.docx
Приложение №7 Видеообзор лэпбуков.docx

Результативность:

 С целью повышения эффективности педагогической деятельности, направленной на формирование социальной культуры детей дошкольного возраста, в процессе реализации Программы «Веретенце» были определены планируемые результаты освоения Программы и сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения Программы «Веретенце» и представлены по каждому тематическому разделу Программы.
Раздел 1. «Родная колыбель»
Когнитивный
 -понимают смысл потешек, считалок, колыбельных песен и т.д.
-знают разные виды колыбельных песен, сказочек, рассказов-шуток
-самостоятельно поют колыбельные песни
-расширяют свой словарный запас за счет ласковых слов фольклора малых форм
-ориентируются в предметно-пространственной среде русской культуры
- знают множество различных считалок, колыбельных песен, дразнилок, мирилок, закличек
- употребляют их в своей повседневной деятельности
- хорошо понимают смысл фольклора малых форм
- анализируют колыбельные песни, пословицы, поговорки, считалки и т.д.
- подбирают синонимы и антонимы к словам архаизмам
- сочиняют вместе с воспитателем свои собственные колыбельные песни, считалки, фантазируют, воображают при использовании малых фольклорных форм
Эмоционально-чувственный/ поведенческий
 - эмоционально откликаются на фольклор малых форм;
-слушают
-поют
-играют в народные хороводные игры
используют в совместной деятельности
-комбинируют элементы фольклора с другими видами деятельности
Раздел 2. «Русские народные сказки и былины»
Когнитивный
 -проявляют интерес к различным видам сказок (волшебные, бытовые, богатырские, былички-страшилки, докучливые, былины, сказки авторские, писателей-классиков)
- анализируют «культ» сказочных героев, сказочных птиц, выделяя при этом общие и отличительные черты
- пересказывают произведения по иллюстрациям,
- пользуются структурой (зачин, кульминация, концовка) сказки
- могут охарактеризовать главных героев сказки
- владеют лексикой сказки
- умеют анализировать волшебные предметы - помощники, делают вывод «добро побеждает зло»
- узнают сказки писателей-классиков
Эмоционально-чувственный/ поведенческий
 - эмоционально пересказывают содержание сказок, применяя в речи различные зачины, присказки, концовки
- сочиняют сказки разных видов
- используют сказки в игровой, изобразительной, театральной деятельности
- играют в народные хороводные игры,
 -используют в дидактических играх и упражнениях,
 - комбинируют элементы сказок в различных видах детской деятельности
- составляют сказочные кроссворды
- выполняют работы для выставок по мотивам сказок
- придумывают сказки на новый лад
Раздел 3. «Русские народные игрушки и народные промыслы»
Когнитивный
 - Знают различные виды народной игрушки, росписи, их элементы и выразительные средства, историю происхождения, народные промыслы
- Знают предназначение изделий народных умельцев, рисуют и лепят похожих
- Знакомы с промыслами Владимирского края
- Узнают различные виды изделий по материалу, форме, манере лепки, орнаменту и т.дп.)
- Понимают символику и сочетание цветов в росписи
Эмоционально-чувственный/ поведенческий
 - Понимают и ценят произведения народного промысла, бережно относятся к народным игрушкам,
- Проявляют стойкий интерес к народным промыслам Владимирского края
- Обогащают игровую деятельность новыми сюжетами, вместе со взрослым и самостоятельно мастерят по образцу атрибуты
Раздел 4. «Пословицы, приметы, загадки, присловья»
Когнитивный
 -знают загадки, приметы, пословицы, могут разгадывать загадки о человеке, животных, игрушках, птицах
- проявляют интерес к происхождению пословиц, поговорок, загадок, проводят мини-исследования, наблюдения, сверку народных примет, комбинируют знание народных примет с физическими явлениями
Эмоционально-чувственный/ поведенческий
 Испытывают положительные эмоции, участвуют в игровых ситуациях, ведут календари, тематические альбомы, оформляют выставки, участвуют в конкурсах, викторинах, развлечениях, праздниках, вовлекают родителей в познавательно-исследовательскую деятельность, умеют радоваться своим успехам и успехам других, придумывают свои загадки, приметы.
Раздел 5. «Народный костюм»
Когнитивный
 - Знают функцию одежды, женский (сарафан) и мужской (рубаха) костюм, дополнениям к нему (головные уборы, украшения)
- Знают детали одежды (поясок, кармашки, воротничек, кушак)
- Находят сравнения старинной одежды сказочных персонажей на иллюстрациях с современной, своей личной
- Знают символику в орнаменте и деталях одежды
Эмоционально-чувственный/ поведенческий
 - Рядятся в народные костюмы, изготавливают своими руками украшения (бусы, браслеты, перстни), плетут пояски, устраивают дефиле «Русских модниц» , обновляют предметами русского костюма игровые сюжеты
Раздел 6. «Русская изба»
Когнитивный Знают, что у дома есть стены, крыша, труба, окна, дверь, крыльцо.,
Владеют словарем по теме (конёк, наличники, ставни), знают образы сказочного жилья, знают пословицы и поговорки о доме, печи. Знают символику украшения избы наличниками. Аргуновская резьба.
Знают, что печь очень нужна была людям, она согревала, кормила и все детские забавы на Руси начинались от печки. Связывают свои знания о функции печи в русской избе с современными электропечами и газовыми плитами
Знают о предназначении красного угла, знакомы с понятием «эстетика русского быта»
Анализируют, сравнивают в иллюстрациях, картинных репродукциях жилье, находят общие и отличительные черты в современной архитектуре и архитектуре прошлого.
Эмоционально-чувственный/ поведенческий Рассматривают иллюстрации, слушают сказки, проявляя интерес к описаниям русской избы, изготавливают (при помощи взрослых) макеты русской избы, терема, дворца. Рисуют или выжигают эскизы наличников, экспериментируют с деревом, песком, глиной, совершают экскурсии на улицы, где все дома деревянные, участвуют в праздниках и развлечениях.
Раздел 7. «Домашняя утварь»
Когнитивный Называют предметы домашней утвари, знают их назначение, из какого материала изготовлены, свойства, Проявляют способности к замещению одного предмета другим. Умеют сопоставлять предметы народного быта с современными предметами.
Эмоционально-чувственный/ поведенческий Проявляют живой интерес к предметам домашней утвари, используют в сюжетно-ролевых играх, обогащая сюжет. В активном словаре используются слова архаизмы, пословицы, поговорки. Используют в организации праздников, развлечений.
 Раздел 8. «Жизнь и нравы русского народа»
Когнитивный
 У детей формируется понятие семейных ценностей, связей: мама-папа-дочь-сын; бабушка-дедушка-внук-внучка на примере героев русских народных сказок. Владеют нормами поведения дома, в гостях, общественных местах, самодисциплинируются
Эмоционально-чувственный/ поведенческий Дети демонстрируют сформированность нравственных понятий «уважение к старшим», «ответственность», «забота», «трудолюбие», «взаимопонимание», уважительно относятся к сверстникам.
Используют в речи русские лексические выражения «от чистого сердца», «на добрую память», и т.д.
 Раздел 9. «Круг Светлых дней»
Когнитивный
 Знают основные праздники русского календаря, знают и выполняют культурные традиции праздников, знают народные подвижные, хороводные игры, обрядовые действия, применяют игровые традиции в своей деятельности. Занимаются словотворчеством, знают назначение праздничных атрибутов. Ориентируются в практически-действенной среде.
Эмоционально-чувственный/ поведенческий Испытывают эмоциональный комфорт и восхищение колоритом праздничных ритуалов, чувство радости от добровольного участия.
Проявляют радостную активность при подготовке к праздникам, проявляют богатую фантазию, творческие способности.
Творческой группой педагогов ДОУ разработана методика диагностического исследования «Определение уровня социальной культуры детей дошкольного возраста». В данной педагогической диагностике конкретизированы основные характеристики (показатели, критерии, уровни) образования по программе «Веретенце». Степень проявления каждого из показателей отслеживалась по определенным критериям, различающимися между собой по сферам развития личности. При определении уровня когнитивной сферы рассматривался объем и глубина владения содержанием Программы, способностью осознанно аргументировать полученную информацию; эмоционально-чувственной сфере – проявление интереса, эмоциональной отзывчивости, эмпатии; поведенческой сфере – принятие самостоятельных решений в различных ситуациях, демонстрация конкретных способов взаимодействия с другими людьми, проявление инициативы. (Приложение №.6)
Результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что у 98% выпускников когнитивная сфера сформирована на высоком и среднем уровне, эмоционально-действенная сфера сформирована на высоком и среднем уровне 100%.
Применение интерактивных методов обучения активизирует познавательно- культурологическую деятельность детей, создает необходимые условия для становления и развития компетентностей, способствует разностороннему развитию личности дошкольника с соответствующей системой ценностей.
Анализ полученных количественных и качественных результатов проделанной работы показал, что использование технологии «Лэпбук» способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурным традициям своего народа, в том числе и Владимирского края, задачи решены, цель достигнута.
Ежегодно наши воспитанники совместно с педагогами активно участвуют в городском конкурсе Масленичных кукол, Пасхальных фестивалях. Выпускаясь из детского сада, некоторые становятся участниками детских городских фольклорных студий, таких как детская студия ансамбля «Русь», «Усладики», «Имеди».

Файлы:

Приложение №6 Результативность.docx

Методические разработки:

(нет)

Файлы:

Приложение № 2 проект О том как на Руси жили.docx
Приложение №3 - конспект ОД с использованием лэпбука Домашняя утварь.docx
Приложение №4 - конспект ОД по работе с лэпбуком Сказка сердцу ласка.docx
Приложение №5 семинар практикум для родителей и детей.docx

Список использованных источников:

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алябьева, Елена Алексеевна. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет : игровые технологии / Е. А. Алябьева. - М. : Твор. центр Сфера, 2005. - 119, [1] с.; 21 см. - (Программа развития).; ISBN 5-89144-540-9 : 10000
2. Блохина Е., Лиханова Т. , Морозова Л. Лэпбук – «наколенная книга» //Обруч.-2015.- № 4.- С. 29-30
3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.-ISBN978-5-88-16-87-461-2 ББК 74
4. Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка/С.А. Козлова. – М.: Школьная пресса 2012. – 44с.- ISBN 978-5-9219-0731-7
5. Лихачев Б.Т. JI65 Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев ; под ред.В.А. Сластенина. — М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС,2010. — 647 с. — (Педагогическое наследие) ISBN 978-5-691-01654-7
6. Лыкова И.А. Шипунова В.А. Народный календарь. ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 96с. – ISBN 978-5-4310-0117-8
7. Лыкова И.А. Шипунова В.А. Народный календарь. ЗИМА - ЧАРОДЕЙКА. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 96с. – ISBN 978-5-4310-0124-6
8. Лыкова И.А. Шипунова В.А. Народный календарь. ЛЕТО КРАСНОЕ. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 96с. – ISBN 978-5-4310-0123-9
9. Лыкова И.А. Шипунова В.А. Народный календарь. ВЕСНА_КРАСАВИЦА. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 96с. – ISBN 978-5-4310-0121-5
10. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 96с. – ISBN 978-5-4310-0121-5
11. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград : Перемена, 1995. - 152 с. : ил.; 21 см.; ISBN 5-88234-112-4
12. Мухина В.М., Рустамов А.Ю., Уруджев В.З. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24835 (дата обращения: 12.04.2021).
13. Народное искусство – детям/ ред. Т.С. Комаровой.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.-224с.- ISBN 978-5-4315-1012-0
14. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. /Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С., Жигаль Е.Н. [и др.]; Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-197с.- ISBN 978-5-8914-516-3
15. Тихонова М.В. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. /Тихонова М.В. Смирнова Н.С.– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 176с. – ISBN 978-5-906852-93-9
16. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории.- Ленинград "Наука", Ленинградское отд-ние, 1986.- 304с.

Файлы:



Комментарии


Комментариев пока нет