С целью повышения эффективности педагогической деятельности, направленной на формирование социальной культуры детей дошкольного возраста, в процессе реализации Программы «Веретенце» были определены планируемые результаты освоения Программы и сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения Программы «Веретенце» и представлены по каждому тематическому разделу Программы.
Раздел 1. «Родная колыбель»
Когнитивный
-понимают смысл потешек, считалок, колыбельных песен и т.д.
-знают разные виды колыбельных песен, сказочек, рассказов-шуток
-самостоятельно поют колыбельные песни
-расширяют свой словарный запас за счет ласковых слов фольклора малых форм
-ориентируются в предметно-пространственной среде русской культуры
- знают множество различных считалок, колыбельных песен, дразнилок, мирилок, закличек
- употребляют их в своей повседневной деятельности
- хорошо понимают смысл фольклора малых форм
- анализируют колыбельные песни, пословицы, поговорки, считалки и т.д.
- подбирают синонимы и антонимы к словам архаизмам
- сочиняют вместе с воспитателем свои собственные колыбельные песни, считалки, фантазируют, воображают при использовании малых фольклорных форм
Эмоционально-чувственный/ поведенческий
- эмоционально откликаются на фольклор малых форм;
-слушают
-поют
-играют в народные хороводные игры
используют в совместной деятельности
-комбинируют элементы фольклора с другими видами деятельности
Раздел 2. «Русские народные сказки и былины»
Когнитивный
-проявляют интерес к различным видам сказок (волшебные, бытовые, богатырские, былички-страшилки, докучливые, былины, сказки авторские, писателей-классиков)
- анализируют «культ» сказочных героев, сказочных птиц, выделяя при этом общие и отличительные черты
- пересказывают произведения по иллюстрациям,
- пользуются структурой (зачин, кульминация, концовка) сказки
- могут охарактеризовать главных героев сказки
- владеют лексикой сказки
- умеют анализировать волшебные предметы - помощники, делают вывод «добро побеждает зло»
- узнают сказки писателей-классиков
Эмоционально-чувственный/ поведенческий
- эмоционально пересказывают содержание сказок, применяя в речи различные зачины, присказки, концовки
- сочиняют сказки разных видов
- используют сказки в игровой, изобразительной, театральной деятельности
- играют в народные хороводные игры,
-используют в дидактических играх и упражнениях,
- комбинируют элементы сказок в различных видах детской деятельности
- составляют сказочные кроссворды
- выполняют работы для выставок по мотивам сказок
- придумывают сказки на новый лад
Раздел 3. «Русские народные игрушки и народные промыслы»
Когнитивный
- Знают различные виды народной игрушки, росписи, их элементы и выразительные средства, историю происхождения, народные промыслы
- Знают предназначение изделий народных умельцев, рисуют и лепят похожих
- Знакомы с промыслами Владимирского края
- Узнают различные виды изделий по материалу, форме, манере лепки, орнаменту и т.дп.)
- Понимают символику и сочетание цветов в росписи
Эмоционально-чувственный/ поведенческий
- Понимают и ценят произведения народного промысла, бережно относятся к народным игрушкам,
- Проявляют стойкий интерес к народным промыслам Владимирского края
- Обогащают игровую деятельность новыми сюжетами, вместе со взрослым и самостоятельно мастерят по образцу атрибуты
Раздел 4. «Пословицы, приметы, загадки, присловья»
Когнитивный
-знают загадки, приметы, пословицы, могут разгадывать загадки о человеке, животных, игрушках, птицах
- проявляют интерес к происхождению пословиц, поговорок, загадок, проводят мини-исследования, наблюдения, сверку народных примет, комбинируют знание народных примет с физическими явлениями
Эмоционально-чувственный/ поведенческий
Испытывают положительные эмоции, участвуют в игровых ситуациях, ведут календари, тематические альбомы, оформляют выставки, участвуют в конкурсах, викторинах, развлечениях, праздниках, вовлекают родителей в познавательно-исследовательскую деятельность, умеют радоваться своим успехам и успехам других, придумывают свои загадки, приметы.
Раздел 5. «Народный костюм»
Когнитивный
- Знают функцию одежды, женский (сарафан) и мужской (рубаха) костюм, дополнениям к нему (головные уборы, украшения)
- Знают детали одежды (поясок, кармашки, воротничек, кушак)
- Находят сравнения старинной одежды сказочных персонажей на иллюстрациях с современной, своей личной
- Знают символику в орнаменте и деталях одежды
Эмоционально-чувственный/ поведенческий
- Рядятся в народные костюмы, изготавливают своими руками украшения (бусы, браслеты, перстни), плетут пояски, устраивают дефиле «Русских модниц» , обновляют предметами русского костюма игровые сюжеты
Раздел 6. «Русская изба»
Когнитивный Знают, что у дома есть стены, крыша, труба, окна, дверь, крыльцо.,
Владеют словарем по теме (конёк, наличники, ставни), знают образы сказочного жилья, знают пословицы и поговорки о доме, печи. Знают символику украшения избы наличниками. Аргуновская резьба.
Знают, что печь очень нужна была людям, она согревала, кормила и все детские забавы на Руси начинались от печки. Связывают свои знания о функции печи в русской избе с современными электропечами и газовыми плитами
Знают о предназначении красного угла, знакомы с понятием «эстетика русского быта»
Анализируют, сравнивают в иллюстрациях, картинных репродукциях жилье, находят общие и отличительные черты в современной архитектуре и архитектуре прошлого.
Эмоционально-чувственный/ поведенческий Рассматривают иллюстрации, слушают сказки, проявляя интерес к описаниям русской избы, изготавливают (при помощи взрослых) макеты русской избы, терема, дворца. Рисуют или выжигают эскизы наличников, экспериментируют с деревом, песком, глиной, совершают экскурсии на улицы, где все дома деревянные, участвуют в праздниках и развлечениях.
Раздел 7. «Домашняя утварь»
Когнитивный Называют предметы домашней утвари, знают их назначение, из какого материала изготовлены, свойства, Проявляют способности к замещению одного предмета другим. Умеют сопоставлять предметы народного быта с современными предметами.
Эмоционально-чувственный/ поведенческий Проявляют живой интерес к предметам домашней утвари, используют в сюжетно-ролевых играх, обогащая сюжет. В активном словаре используются слова архаизмы, пословицы, поговорки. Используют в организации праздников, развлечений.
Раздел 8. «Жизнь и нравы русского народа»
Когнитивный
У детей формируется понятие семейных ценностей, связей: мама-папа-дочь-сын; бабушка-дедушка-внук-внучка на примере героев русских народных сказок. Владеют нормами поведения дома, в гостях, общественных местах, самодисциплинируются
Эмоционально-чувственный/ поведенческий Дети демонстрируют сформированность нравственных понятий «уважение к старшим», «ответственность», «забота», «трудолюбие», «взаимопонимание», уважительно относятся к сверстникам.
Используют в речи русские лексические выражения «от чистого сердца», «на добрую память», и т.д.
Раздел 9. «Круг Светлых дней»
Когнитивный
Знают основные праздники русского календаря, знают и выполняют культурные традиции праздников, знают народные подвижные, хороводные игры, обрядовые действия, применяют игровые традиции в своей деятельности. Занимаются словотворчеством, знают назначение праздничных атрибутов. Ориентируются в практически-действенной среде.
Эмоционально-чувственный/ поведенческий Испытывают эмоциональный комфорт и восхищение колоритом праздничных ритуалов, чувство радости от добровольного участия.
Проявляют радостную активность при подготовке к праздникам, проявляют богатую фантазию, творческие способности.
Творческой группой педагогов ДОУ разработана методика диагностического исследования «Определение уровня социальной культуры детей дошкольного возраста». В данной педагогической диагностике конкретизированы основные характеристики (показатели, критерии, уровни) образования по программе «Веретенце». Степень проявления каждого из показателей отслеживалась по определенным критериям, различающимися между собой по сферам развития личности. При определении уровня когнитивной сферы рассматривался объем и глубина владения содержанием Программы, способностью осознанно аргументировать полученную информацию; эмоционально-чувственной сфере – проявление интереса, эмоциональной отзывчивости, эмпатии; поведенческой сфере – принятие самостоятельных решений в различных ситуациях, демонстрация конкретных способов взаимодействия с другими людьми, проявление инициативы. (Приложение №.6)
Результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что у 98% выпускников когнитивная сфера сформирована на высоком и среднем уровне, эмоционально-действенная сфера сформирована на высоком и среднем уровне 100%.
Применение интерактивных методов обучения активизирует познавательно- культурологическую деятельность детей, создает необходимые условия для становления и развития компетентностей, способствует разностороннему развитию личности дошкольника с соответствующей системой ценностей.
Анализ полученных количественных и качественных результатов проделанной работы показал, что использование технологии «Лэпбук» способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурным традициям своего народа, в том числе и Владимирского края, задачи решены, цель достигнута.
Ежегодно наши воспитанники совместно с педагогами активно участвуют в городском конкурсе Масленичных кукол, Пасхальных фестивалях. Выпускаясь из детского сада, некоторые становятся участниками детских городских фольклорных студий, таких как детская студия ансамбля «Русь», «Усладики», «Имеди».