Исходя из вышесказанного, поставлена цель и вытекающие из неѐ задачи.
Цель: «Изучение особенностей личностно-ориентированного подхода воспитания детей дошкольного возраста через апробацию программы «Теремок».
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
• Изучение и внедрение в работу программы «Теремок»
• Разработать перспективный план работы с детьми;
• Разработать перспективный план работы с родителями;
• Организовать в группе предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС;
• Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»;
• Составление индивидуального образовательного маршрута для детей;
Технический арсенал личностно-ориентированных методов, по мнению Е.В. Бондаревской, включает в себя определенные методы и приемы. Сюда следует отнести:
1. диалог и беседа с детьми;
2. творческая деятельность;
3. поддержка личностного развития детей;
4. предоставление детям необходимого пространства для свободного принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и формы обучения и поведения.
В концепции личностно-ориентированного образования ребенок, как активный участник образовательного процесса и его субъект, может направлять этот процесс в соответствии со своими потребностями в развитии.
Образование осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личными смыслами и сотрудничестве. Это признание того, что дети обладают врожденным потенциалом к саморазвитию, которое направляет внимание и заботу всех субъектов образования и образовательного процесса на развитие субъективных качеств личности.
Формы и методы личностно-ориентированного образования многогранны, в зависимости от особенностей личностного образа дошкольников и педагогов, в зависимости от ситуации, возраста субъекта образовательного процесса и многих других факторов. Можно выделить некоторые компоненты личностно-ориентированной образовательной технологии:
1. изучение ключевых событий жизни детей;
2. адаптация методов обучения к особенностям детей;
3. возможность творчества и саморазвития.
Стержнем личностного новообразования, как и в младен¬честве, остается отношение ребенка к себе. Но в отличие от общего, безусловного принятия себя, свойственного ребенку первого года жизни, отношение его к себе в раннем возрасте преломляется через призму реальных достижений. В соот-ветствии с этим предметный мир начинает выступать как сфера реализаций себя, своей личности, а взрослый — в каче¬стве знатока и ценителя детских достижений
Поэтому, резюмируя вышеизложенную ситуацию, замечу, что личностно-ориентированный подход в образовании является методологическим направлением педагогической деятельности. Это позволяет обеспечить и поддержать процесс самосознания, саморазвития и самореализации личности ребенка через систему, которая поддерживает взаимосвязанные концепции, мысли и способы действий для формирования его уникальной личности.
Воспитание и обучение в процессе использования личностно-ориентированных методов осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге, личностно значимом общении и сотрудничестве. В то же время использую такие методы и приемы, как:
1. изучение ключевых событий в жизни детей;
2. обучающие объяснения их личностных характеристик;
3. сострадательное принятие ребенка таким, какой он есть;
4. работа с ребенком, чтобы спроектировать его дальнейший этап развития.
В рамках изучения использования личностных методов в воспитании детей дошкольного возраста выявлены особенности использования личностно-ориентированных методов в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
1. цель первого этапа - выявить уровень развития нравственной и эмоциональной сфер личности дошкольников;
2. на втором этапе организован личностно-ориентированный образовательный процесс для развития нравственной и эмоциональной сфер дошкольников;
3. на заключительном этапе проверена эффективность использования методов, ориентированных на личность, в нравственном воспитании.
Работа по определению уровня развития нравственной и эмоциональной сфер личности дошкольников предполагает использование различных методов для обеспечения объективных результатов. В процессе наблюдения диагностирован моральный и культурный уровень детей дошкольного возраста.
Для диагностики личностно-ориентированного подхода были использованы следующие методики:
Метод исследования детского самосознания и возрастной и гендерной идентификации, разработанные Н. Л. Белопольской.
Технология направлена на исследование уровня сформированности самосознания, связанного с распознаванием пола и возраста. Предназначена для детей от 1 месяца 5 лет. Она может быть использована в исследовательских целях, диагностических осмотрах детей, детском консультировании и коррекционной работе.
Работа проводилось в два этапа.
Задача первого этапа - оценить способность ребенка определять свой текущий, прошлый и будущий возрастной статус по представленным ему картинным материалам. Другими словами, проверяется способность ребенка правильно определять свой жизненный путь. На втором этапе исследования сравнивались мысли ребенка о текущем «я», привлекательном «я» и непривлекательном «я».
Метод исследования самооценки, разработанный Дембо-Рубинштейном.
Целью этой методики является определение уровня самооценки дошкольников на основе заранее определенных черт личности; выбор определенных черт личности зависит от целей исследования (например, трудности общения, установленные другими методами). Материалом для исследования служит серия шкал (100 мм.), условно обозначающих показатели различных черт личности (доброта, честность, мудрость и т.д.).
Методика исследования самоконтроля, разработанная Ю. А. Афонькиной включает в себя следующие задания:
1. исследование способности подавлять прямые импульсы под влиянием ограничительной мотивации (ребенка приглашают в отдельную комнату «посмотреть что-то интересное», а взрослый предлагает ему сесть за стол, на котором стоит шкатулка; задачей исследования является, посмотрит ли ребенок в шкатулку на протяжении длительного времени);
2. изучение самоконтроля (ребенку предлагают расставить знаки по образцу в каждую фигуру; при этом в одной группе образец все время находится перед детьми, а в другой его убирают сразу же после объяснения задания).
Реальная игровая ситуация позволяет определить три важных показателя, каждый из которых показывает характер отношения к собеседнику:
1. Степень эмоционального участия ребенка в поведении партнера. То есть здесь рассматривается то, что делает его партнер, и то, что важно для него. В обоих методах, которые используются, у детей есть возможность наблюдать за поведением своих сверстников и публично проявлять к ним свой интерес (или безразличие). Некоторые дети проявляют довольно сильный интерес к своему партнеру: они наблюдают за тем, что он делает, и комментируют его действия.
2. Реакция детей на оценку взрослыми своих партнеров. Этот показатель очень важен для определения эмоционального отношения к партнеру, поскольку отражает внутреннее участие ребенка в партнере и степень симпатии к другому человеку.
Были выявлены три типа реакций детей на комментарии сверстников:
1. безразличие, то есть отсутствие эмоций;
2. адекватность (положительные эмоции при поощрении, отрицательные эмоции при рецензировании);
3. неадекватный тип реакции (положительные эмоции при осуждении и отрицательные эмоции при стимулировании).
Используемая игровая ситуация предоставляет детям широкие возможности уступать друг другу, помогать друг другу. Дети могут отказаться от игры, поделиться деталями одежды куклы со своим партнером, удовлетворить требования своего партнера и так далее. Все эти формы поведения осуществляются независимо, без контроля и без вмешательства взрослых, что дает основания рассматривать это поведение как выражение прямых эмоциональных отношений с партнером.
В соответствии с установленными требованиями было определено три вида поведения:
1. отказ - никогда не отказываться от «своей собственности», несмотря на требования и уговоры своих сверстников;
2. договор - ребенок отдаете свои вещи, но только на определенных условиях, в обмен на что-то;
3. подарок - ребенок без колебаний дал своему партнеру то, в чем тот нуждался; о его первой просьбе он ничего не просил взамен.
Поэтому у детей явно преобладает адекватная эмоциональная реакция на замечания, сделанные партнеру. Они охотно и радостно соглашаются на похвалу и печалятся из-за осуждения. В остальных случаях этой реакции частично достаточно. Было отмечено пять случаев безразличия к оценочному отношению партнеров. Это означает, что 25% дошкольников не выражают эмоций в игре. Контракт - как форма поведения по просьбе партнеров - наиболее репрезентативная группа дошкольников (70% дошкольников).
В целом, следует отметить, что работа по определению уровня развития нравственной и эмоциональной сфер личности дошкольников показывает необходимость коррекции нравственной и эмоциональной сфер личности дошкольников.
Применение личностно-ориентированного метода в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Целью работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе личностно-ориентированного подхода является:
1. создавать условия для формирования и самореализации личности детей;
2. развить нравственную и эмоциональную сферы личности дошкольников, сформироваться коммуникативные навыки детей;
3. создать условия для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста;
4. обеспечить условия для реализации творческих способностей и потребностей детей.
В группе была создана развивающая среда, которая способствовала развитию личности дошкольников и развитию их нравственной и эмоциональной сфер. В группе создана комфортная среда разработки и множество изменяемых видов деятельности и материалов. Вся групповая комната не имеет четких границ между игровыми зонами, что способствует свободному переходу от одного занятия к другому.
Дидактические игры, включая развитие нравственной и эмоциональной сфер детей, расположены там, где все дети могут участвовать. Организована зона эмоциональной разрядки, где дети могут передать в рисунках все свои внутренние эмоции. Здесь дети просматривают семейные фотографии в фотоальбоме, что способствует их эмоциональному благополучию. В зеленой зоне дети учатся ухаживать за растениями и наблюдать за их ростом.
В распоряжении детей есть творческая зона. Они могут использовать мел, фломастеры, карандаши, краски и пластилин для создания коллективных и индивидуальных работ. Круг добрых воспоминаний - в конце дня дети садятся в кружок и говорят о том, что произошло за день.
Кроме того, существуют собственные правила в детском коллективе:
1. выполнять общую работу за общим столом; дети заимствуют идеи и методы для их реализации, что создает приятную атмосферу в коллективе;
2. личная неприкосновенность заключается в том, что нельзя наносить вред другим детям;
3. уважение к личной собственности;
4. каждый имеет право выражать свои собственные мысли и предложения.
Для обеспечения эмоционального благополучия в рамках личностно-ориентированного воспитания младших дошкольников организую:
— утро радостных встреч, мероприятие организуемое утром воспитателем, заключающееся в том, чтобы дети называли друг друга ласковыми именами, желали друг другу хорошего дня.
— беседы, на интересующие детей темы;
— индивидуальные фотовыставки;
— занятия по развитию представлений о самом себе и окружающем мире;
— персональные выставки творческих работ, повышающие интерес детей друг к другу;
— празднование «Дня именинника»;
—предметно-развивающая среда в группе представляет собой уголок отдыха, оборудование для игр, оборудование для самостоятельной деятельности.
Для развития положительного отношения младших дошкольников к окружающим людям организую:
— различные дидактические игры для ознакомления и воспитания толерантного отношения к разным людям, «У кого какой дом», «Страны и народы мира»;
— чтение художественной литературы, чтение сказок разных народов;
— рассматривание иллюстраций для формирования правильного поведения в различных ситуациях;
— организую коллективные работы по изо деятельности;
— организую коллективные дела, например праздники, снежные постройки, подделки на разную тематику;
— этические беседы, направленные на разбор ситуации, в которых надо совершить нравственный выбор;
— фотовыставки, с фотографиями всех детей вместе, чтобы дети ощущали важность каждого ребенка в группе.
Направляла как самостоятельную, так и совместную деятельность на развитие коммуникативных и социальных навыков младших дошкольников:
— проведение специальных игр и упражнений направленных на распознавание своих эмоций и эмоций сверстников;
— игры на сближение детей, развития доверия «Пузырь», «Паровозик» и т д;
— игры на формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым «Комплименты», « Ласковое слово»;
— игры на овладение первичным представлением « что такое хорошо, что такое плохо», соблюдение общепринятых норм поведения «Вежливые слова», « Доброе дело»;
— игры на приобретение навыков общения, коммуникабельности «Позови с собою друга»;
— различные подвижные игры « Волк и зайцы», « Медведь и пчелы»;
— игры, на создание бытовых ситуаций « Помогаю маме», « Отмечаем день рождения и т.д.
Все это помогает объединить детей и наладить дружеские отношения. Именно окружающая среда способствует развитию личности каждого ребенка, принимая во внимание его склонности, интересы и уровень активности. Дети научились слушать друг друга и анализировать поведение самих себя и других детей.