«Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста через апробацию программы «Теремок»»

Баранова Анна Владимировна
Воспитатель, МБДОУ № 3 «Теремок» п. Красная Горбатка

Информация о педагогическом опыте

Совместная работа с:

Тема опыта*:

«Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста через апробацию программы «Теремок»»

Тип образования:

дошкольное

Уровень образования:

Рубрика:

Предмет:

Направление:

  • Образовательный процесс ДОО

Направление:

Профиль:

Цикл:

Предмет:

(нет)
С применением ДОТ и/или электронного обучения
С использованием цифровых технологий
Опыт пилотной площадки
Опыт региональной инновационной площадки (РИП)

Актуальность и практическая значимость опыта:

Актуальность обусловлена важностью периода детства для формирования личности и социальных связей в раннем возрасте.
В последние годы ученые все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка в раннем детстве. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности.
Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Главной тенденцией развития сферы образования является ее тяготение к своему идеологическому происхождению, то есть ее «возвращение» человечеству. Изменение позиции гуманитарных наук в развитии личности и возрождение гуманистической традиции - важнейшие задачи, поставленные самой жизнью. Главной идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим значением является утверждение человеческого отношения как высшей ценности существования, интеграция социальных и личных интересов, гармоничное развитие сущностной силы личности и ее духовного потенциала.
Отличительной чертой современного обучения и воспитания по образовательной программе дошкольного образования «Теремок» для детей от 2-х месяцев до 3-х лет (далее - программа "Теремок") является ее устремленность в будущее. Без его высокоразвитых членов люди были бы невозможны. Очевидно, что необходимо развивать человечество как творца и готовиться к свободному и творческому труду.
На этом этапе образования наиболее важное значение имеют качества личности, такие как: социальные способности, интеллектуальные способности, коммуникативные способности, креативность, произвольность, инициативность, а также самоуважение и свобода.
Актуальной проблемой современности является гармоничное развитие человека и его гуманистическая ориентация. В последние десятилетия подход, ориентированный на людей, широко используется в педагогической практике дошкольных учреждений России. Большинство педагогических коллективов в стране освоили теоретические основы и технологию использования этого метода в учебном процессе. Многие педагоги и руководители образовательных учреждений считают, что это направление наиболее востребованно в педагогической деятельности.
Идея самоценности и уникальности раннего детства по программе «Теремок» как важнейшего периода в жизни растущего человека позволяет очертить круг актуальных вопросов:
1. Как помочь маленькому ребенку стать человеком, войти в социум и культуру, сохранив при этом свою индивидуальность?
2. Как современное общество относится к человеку, только что вошедшему в этот мир, каким видит его будущее?
3. Как организовать гибкую образовательную среду, отвечающую индивидуальным и возрастным особенностям ребенка, образовательному запросу его семьи?
В связи с этим актуализировался запрос на современные образовательные программы для детей от двух месяцев до трех лет. Чрезвычайно острым остается вопрос подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров для работы с детьми младенческого и раннего возраста в образовательной организации. Эти тенденции, вопросы, проблемы учитывались авторами при разработке Программы и организации ее научном. Популярность личностно-ориентированного подхода в программе обусловлена рядом объективных обстоятельств, в том числе следующими:
1. динамичное развитие общества требует формирования личности, не столько социальных характеристик, сколько четкой индивидуальности, чтобы дети могли стать и поддерживать себя в быстро меняющемся обществе;
2. психологи и социологи отмечают, что современным детям свойственны прагматизм, раскрепощенность и независимость мышления и действий, что, в свою очередь, определяет использование педагогами новых методов и приемов во взаимодействии с детьми;
3. необходимость в гуманизации отношений между детьми и взрослыми и демократизация их деятельности.
Актуальность исследования также обусловлена тем, что в национальной образовательной политике созданы все условия для формирования различных образовательных навыков и способностей. Эти условия отражены в действующих законах, федеральных образовательных стандартах, нормативно-правовых документах и национальных проектах:
1. Конвенции ООН о правах ребенка;
2. Федеральном законе «Об образовании»;
3. Национальной концепции развития образования Российской Федерации до 2025 года.
Личностно-ориентированное воспитание и обучение сегодня рассматривается как специфическая педагогическая деятельность, которая создает наилучшие условия для развития детьми своих потенциальных способностей и духовных принципов; формирует независимость, способность к самообразованию и самореализации.
Личностно-ориентированный подход означает не формирование личности с определенными качествами, а создание условий для полноценной деятельности, тем самым развивая личностные функции субъекта образовательного процесса. Исходя из этого, можно сделать соответствующий вывод о том, что в воспитании необходимо внедрять подход, ориентированный на людей.

Ведущая педагогическая идея:

Ведущая педагогическая идея
Одной из задач дошкольного образования является воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, навыков и выявление признаков таланта.
ФГОС дошкольного образования включает в себя направление социального, нравственного и личностного развития, реализуемое через сферу образования: «Социальное и коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Когнитивное развитие», «Физическое развитие».
В основе программы «Теремок» - научная концепция развития детей младенческого и раннего возраста, разработанная сотрудниками федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки РФ «Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве».
В Институте создана сетевая инновационная площадка «Научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение деятельности образовательных организаций, внедряющих основную образовательную программу для детей от двух месяцев до трех лет».
Для успешной реализации Программы в условиях вариативного дошкольного образования подготовлен инновационный учебно-методический комплект и организована система повышения квалификации педагогических кадров.
Перспективы совершенствования Программы видятся в следующем:
1. проведение фундаментальных научных исследований, направленных на дальнейшую разработку теоретических основ программы;
2. разработка концепции и технологий «детство-сбережения» в условиях партнерства дошкольных образовательных организаций и семей воспитанников от двух месяцев до трех лет.
Например, в ДОУ посредством программы «Теремок» формируются:
1. понимание дошкольниками своих способностей и достижений; оценка поведения с точки зрения общепринятых ценностей: добро-зло, справедливость-несправедливость, хорошее-плохое (о своих собственных мыслях);
2. способность оценивать поведение других с точки зрения общечеловеческих ценностей (мысли о других);
3. умение прислушиваться к себе - своему собственному опыту, эмоциональному состоянию;
4. ориентация ребёнкаа на мотивацию своего поведения в соответствии с морально-нравственными ценностями человека: человечностью, доброжелательностью, справедливостью, сопереживанием;
5. развитие произвольных форм поведения (дисциплина, выносливость, терпение и т.д.), самоконтроля (самоэффективность и самоконтроль).
Рассматривая современные исследования, можно заметить, что педагоги рассматривают в данном аспекте следующие идеи образования:
1. исследование уникальной личности ребенка;
2. создание наилучших условий для личностного развития;
3. поддержка пути самоопределения и самореализации.
   Принципиально достичь этих идей можно с помощью воспиательного и образовательного процесса. При сохранении своей структуры (организация, содержание) образовательный процесс должен быть построен в соответствии с принципиально иными технологиями - ориентированными на людей.
Суть подхода, ориентированного на личность, заключается в:
1. существовании различных типов дошкольных образовательных учреждений;
2. признании основных ценностей образования, формирования человеческой идентичности, уникальности и неповторимости как личности;
3. определении личностных характеристик, жизненных ценностей и амбиций предоставление каждому ребенку право выбирать свой собственный путь развития.
В воспитании детей дошкольного возраста личностно-ориентированный подход означает определенный статус педагога:
1. быть оптимистичным в отношении ребенка и его будущего, потому что учителя хотят видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и способность максимизировать это развитие с помощью соответствующих средств;
2. разработать отношения к детям как к субъекту их собственной деятельности и как к людям, которые могут осуществлять свою собственную деятельность;
3. доверять личному смыслу и интересам каждого ребенка (когнитивным и социальным) в обучении, чтобы способствовать их приобретению и развитию.
Признание дошкольников в качестве субъекта по Программе приводит к необходимости изменить отношение к каждому ребенку на уровне принятия трех основных допущений:
1. непредсказуемость личного поведения (признавая право каждого ребенка на личный выбор, поэтому взрослые отказываются строго контролировать и конкретно управлять правом ребенка);
2. личностные ценности (с точки зрения оценки способностей, не разделять детей по стандарту «хороший-плохой»)
3. уникальность личностных способностей (готовность принять ребенка как другого человека, наделив его собственными особыми качествами, присущими только ему).
Субъективный статус субъекта-взрослого означает соответствующее отношение к детям как к равным партнерам, инициатору самостоятельной творческой деятельности, уникальной и неповторимой личности. Все это необходимо учитывать, не ограничивая возможности дальнейшего развития.
 Каждая группа уникальна по своему составу. В субъективном опыте жизни, формируемом у детей, он приобретается детьми вне детского сада, в специфических условиях семьи, в социальной и культурной среде, в восприятии и понимании всех детей. Личностные характеристики, которые педагоги должны выявлять и учитывать: семейная культурная среда, потребности и способности, интересы, темперамент и индивидуальность, уровень развития и стиль обучения.
В группе всегда есть дети, которые отличаются от своих сверстников скоростью мышления и креативностью, способностью организовывать деятельность и готовностью помогать другим детям. Им нужны сложные задачи и творческие методы. Один ребенок сразу начинает выполнять задания, другому нужно подумать; одному нужна поддержка взрослого, а другой работает автономно - одному достаточно подбодрить и дать совет, а другому нужна практическая помощь. Все это признаки различий в стилях обучения при организации работы.
Способность выявлять различия в поведении детей и личностные характеристики по Программе позволит учителям лучше понимать и принимать каждого ребенка, а также помогать детям решать свои проблемы таким путём, который соответствует их личному стилю обучения.
Индивидуально-ориентированный подход к воспитанию и обучению обеспечивает баланс между потребностями отдельных лиц и групп. Элементы общих знаний передаются детям, когда они принимают решения, осознают свои собственные интересы и решают свои собственные проблемы. Свободный выбор - это возможность пробовать что-то новое, действовать в одиночку или сотрудничать с другими, спокойно работать или участвовать в беседах, быть ориентированным на результат или сосредоточиться на процессе.
Воспитателям нужна способность создавать развивающую среду, стимулирующую деятельность детей, и готовность оказывать помощь и поддержку, когда это необходимо. Вместо обычных инструкций о том, что и как должны делать дети, педагоги помогают им реализовать свои собственные планы в организованных, совместных и независимых мероприятиях.
Воспитатель не должен «заваливать» ребенка информацией, но должен развивать его познавательный интерес и способность самостоятельно приобретать и применять знания. С одной стороны, необходимо поддерживать самостоятельность ребенка и возможность активной самореализации, с другой стороны, сознательно наполнять его разработанным образовательным содержанием, которое осваивается ребенком под руководством воспитателя. Всего этого можно достичь, используя личностно ориентированные методы в процессе обучения.

Теоретическая база опыта:

Сегодня развитие детей должно ставить перед ними цели и давать обществу яркую и неотразимую личность с отблеском ее натуры и характера. Это то, чего требует динамично развивающееся общество. Главная и очень ответственная задача программы «Теремок» - раскрыть личность ребенка, помочь ему выразить себя, развиться, остепениться, обрести избирательность и противостоять социальному влиянию.
Целевой раздел Программы определяет ключевые цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы, ее основные теоретические позиции, включает обзор исследований, посвященных раннему детству, возрастные характеристики развития детей и планируемые результаты освоения Программы в виде целевых ориентиров. Для этого проанализируем теоретический вопрос предоставления личностно-ориентированного развития дошкольников.
Такие ученые, как Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Е.Н. Гусинский, В.В. Сериков, внесли большой вклад в разработку теоретических и методологических основ личностно-ориентированного подхода. Опираясь на идеи педагогики и философской антропологии, а также научные труды отечественных и зарубежных ученых, представители гуманистического направления педагогики и психологии стремятся стать преподавательской деятельностью в середине 1990-х годов.
Е. В. Бондаревская писала, что идея подхода, ориентированного на человека, заключается в организации творческой, ценной и значимой личной деятельности, которая обеспечивает свободу выбора образа жизни.
Образование в концепции Е.В. Бондаревской определяется как процесс обучения, направленный на то, чтобы помочь детям развить свою субъектность, культурную идентичность и самоопределение в жизни. Это означает, что для отношения ребенка как субъекта и носителя деятельности ему необходимо свободное пространство, где он может автономно выбирать, оценивать и выполнять действия.
Данная позиция является главной особенностью личностно-ориентированного гуманистического образования, по мнению О. С. Газман, в котором гуманизм образования реализуется как ценность и взаимосвязь с природой детей, а свобода достигается как необходимое и исходное условие для развития субъективных качеств личности.
С одной стороны, О. С. Газман считает, что образование - это целенаправленная деятельность всех субъектов (учителей, родителей, общественности) в образовательном процессе по созданию условий для саморазвития личности. С другой стороны, это то, как личность продвигается к ценностям, значению и приобретенным ранее.
Следовательно, основным элементом личностно-ориентированного образовательного процесса является личность ребенка, сам процесс проявляется в виде непрерывных позитивных изменений, а результатом является личностный рост ребенка.
Е. С. Гусинский писал, что основной образовательный процесс, происходящий во взаимосвязанной педагогической деятельности всех его субъектов, способствует формированию детей как субъекта жизни, истории и культуры, в том числе в:
1. творчестве - позволить детям участвовать в решении практических проблем в своей собственной жизни, использовать методы изменения своей жизни и создавать личностную среду жизни;
2. социализации - ребенок вступает в социальную жизнь, осваиваются различные стили жизни, происходит развитие его духовных и практических потребностей, а также осуществление самоопределения в жизни;
3. культурной идентичности - потребность в культурных навыках и личностных качествах, чтобы реализовать у детей чувство принадлежности к определенной культуре и оказать помощь в приобретении характеристик культурных людей;
4. духовно-нравственном развитии личности - овладение общечеловеческими моральными нормами и формирование внутренней системы поведенческой этики (совесть, честь, самоуважение, ответственность и т.д.), умение формировать выбор между добром и злом, а также оценивать свое поведение и поступки по гуманистическим стандартам;
5. персонализации - поддержка личности, самобытности индивида, развитие его творческого потенциала, формирование личностного образа ребенка.
Личностное развитие и формирование личного имиджа подразумевают проектирование образа жизни ребенка в определенной социальной и культурной среде. Поэтому главная задача воспитателей, по мнению Е. С. Гусинского, создать условия для развития ребенка и помочь ему самостоятельно принимать решения.
Следовательно, личностный метод по Программе является образовательным принципом, и его главной целью является формирование и развитие личности как субъекта собственной жизни, субъекта истории и субъекта культуры. Этот метод основан на присущем каждому желании стать личностью, то есть проявлять инициативу, отличаться от других, влиять на окружающую среду, иметь личные духовные убеждения, ценности и смыслы, реализовывать себя в социально значимой деятельности и играть определенную роль в обществе.
В. В. Сериков писал, что образование, основанное на личностных методах, создает определённые условия, включая развитие личности, когда необходимо проявить личностные качества: моральный выбор, рефлексию, истинную ответственность и т.д.
Личностный метод предполагает развитие личностной структуры личностного сознания, которая играет роль внутреннего механизма саморегуляции личностью своей деятельности, общения и поведения.
Образовательные принципы, ориентированные на людей, включают в себя следующие задачи:
1. разработать отношение к ребенку как к личности, которая нуждается в педагогической поддержке;
2. сосредоточиться на неполных соображениях, открытости личности к постоянным изменениям и неопределенности ее существенных характеристик;
3. относиться к незаменимому направлению образования для выявления, сохранения и развития личности и самобытности детей, а также поддержки процесса саморазвития и самообразования;
4. ориентироваться на сотрудничество, которое включает в себя единство целей детей и взрослых, организацию совместной жизни, общение, взаимопонимание и помощь, взаимную поддержку и общее стремление к будущему.
Следовательно, личностно-ориентированный подход является методологической направленностью педагогической деятельности. Это позволяет обеспечить и поддержать процесс самосознания, саморазвития и самореализации личности ребенка путем поддержки взаимосвязанных концепций, систем моделей мышления и действий для формирования его уникальной личности.

Файлы:

Технология опыта:

Исходя из вышесказанного, поставлена цель и вытекающие из неѐ задачи.
Цель: «Изучение особенностей личностно-ориентированного подхода воспитания детей дошкольного возраста через апробацию программы «Теремок».
Задачи:
• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
• Изучение и внедрение в работу программы «Теремок»
• Разработать перспективный план работы с детьми;
• Разработать перспективный план работы с родителями;
• Организовать в группе предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС;
• Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»;
• Составление индивидуального образовательного маршрута для детей;
Технический арсенал личностно-ориентированных методов, по мнению Е.В. Бондаревской, включает в себя определенные методы и приемы. Сюда следует отнести:
1. диалог и беседа с детьми;
2. творческая деятельность;
3. поддержка личностного развития детей;
4. предоставление детям необходимого пространства для свободного принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и формы обучения и поведения.
В концепции личностно-ориентированного образования ребенок, как активный участник образовательного процесса и его субъект, может направлять этот процесс в соответствии со своими потребностями в развитии.
Образование осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личными смыслами и сотрудничестве. Это признание того, что дети обладают врожденным потенциалом к саморазвитию, которое направляет внимание и заботу всех субъектов образования и образовательного процесса на развитие субъективных качеств личности.
Формы и методы личностно-ориентированного образования многогранны, в зависимости от особенностей личностного образа дошкольников и педагогов, в зависимости от ситуации, возраста субъекта образовательного процесса и многих других факторов. Можно выделить некоторые компоненты личностно-ориентированной образовательной технологии:
1. изучение ключевых событий жизни детей;
2. адаптация методов обучения к особенностям детей;
3. возможность творчества и саморазвития.
Стержнем личностного новообразования, как и в младен¬честве, остается отношение ребенка к себе. Но в отличие от общего, безусловного принятия себя, свойственного ребенку первого года жизни, отношение его к себе в раннем возрасте преломляется через призму реальных достижений. В соот-ветствии с этим предметный мир начинает выступать как сфера реализаций себя, своей личности, а взрослый — в каче¬стве знатока и ценителя детских достижений
Поэтому, резюмируя вышеизложенную ситуацию, замечу, что личностно-ориентированный подход в образовании является методологическим направлением педагогической деятельности. Это позволяет обеспечить и поддержать процесс самосознания, саморазвития и самореализации личности ребенка через систему, которая поддерживает взаимосвязанные концепции, мысли и способы действий для формирования его уникальной личности.
Воспитание и обучение в процессе использования личностно-ориентированных методов осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге, личностно значимом общении и сотрудничестве. В то же время использую такие методы и приемы, как:
1. изучение ключевых событий в жизни детей;
2. обучающие объяснения их личностных характеристик;
3. сострадательное принятие ребенка таким, какой он есть;
4. работа с ребенком, чтобы спроектировать его дальнейший этап развития.
В рамках изучения использования личностных методов в воспитании детей дошкольного возраста выявлены особенности использования личностно-ориентированных методов в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
1. цель первого этапа - выявить уровень развития нравственной и эмоциональной сфер личности дошкольников;
2. на втором этапе организован личностно-ориентированный образовательный процесс для развития нравственной и эмоциональной сфер дошкольников;
3. на заключительном этапе проверена эффективность использования методов, ориентированных на личность, в нравственном воспитании.
Работа по определению уровня развития нравственной и эмоциональной сфер личности дошкольников предполагает использование различных методов для обеспечения объективных результатов. В процессе наблюдения диагностирован моральный и культурный уровень детей дошкольного возраста.
Для диагностики личностно-ориентированного подхода были использованы следующие методики:
Метод исследования детского самосознания и возрастной и гендерной идентификации, разработанные Н. Л. Белопольской.
Технология направлена на исследование уровня сформированности самосознания, связанного с распознаванием пола и возраста. Предназначена для детей от 1 месяца 5 лет. Она может быть использована в исследовательских целях, диагностических осмотрах детей, детском консультировании и коррекционной работе.
Работа проводилось в два этапа.
Задача первого этапа - оценить способность ребенка определять свой текущий, прошлый и будущий возрастной статус по представленным ему картинным материалам. Другими словами, проверяется способность ребенка правильно определять свой жизненный путь. На втором этапе исследования сравнивались мысли ребенка о текущем «я», привлекательном «я» и непривлекательном «я».
Метод исследования самооценки, разработанный Дембо-Рубинштейном.
Целью этой методики является определение уровня самооценки дошкольников на основе заранее определенных черт личности; выбор определенных черт личности зависит от целей исследования (например, трудности общения, установленные другими методами). Материалом для исследования служит серия шкал (100 мм.), условно обозначающих показатели различных черт личности (доброта, честность, мудрость и т.д.).
Методика исследования самоконтроля, разработанная Ю. А. Афонькиной включает в себя следующие задания:
1. исследование способности подавлять прямые импульсы под влиянием ограничительной мотивации (ребенка приглашают в отдельную комнату «посмотреть что-то интересное», а взрослый предлагает ему сесть за стол, на котором стоит шкатулка; задачей исследования является, посмотрит ли ребенок в шкатулку на протяжении длительного времени);
2. изучение самоконтроля (ребенку предлагают расставить знаки по образцу в каждую фигуру; при этом в одной группе образец все время находится перед детьми, а в другой его убирают сразу же после объяснения задания).
Реальная игровая ситуация позволяет определить три важных показателя, каждый из которых показывает характер отношения к собеседнику:
1. Степень эмоционального участия ребенка в поведении партнера. То есть здесь рассматривается то, что делает его партнер, и то, что важно для него. В обоих методах, которые используются, у детей есть возможность наблюдать за поведением своих сверстников и публично проявлять к ним свой интерес (или безразличие). Некоторые дети проявляют довольно сильный интерес к своему партнеру: они наблюдают за тем, что он делает, и комментируют его действия.
2. Реакция детей на оценку взрослыми своих партнеров. Этот показатель очень важен для определения эмоционального отношения к партнеру, поскольку отражает внутреннее участие ребенка в партнере и степень симпатии к другому человеку.
Были выявлены три типа реакций детей на комментарии сверстников:
1. безразличие, то есть отсутствие эмоций;
2. адекватность (положительные эмоции при поощрении, отрицательные эмоции при рецензировании);
3. неадекватный тип реакции (положительные эмоции при осуждении и отрицательные эмоции при стимулировании).
Используемая игровая ситуация предоставляет детям широкие возможности уступать друг другу, помогать друг другу. Дети могут отказаться от игры, поделиться деталями одежды куклы со своим партнером, удовлетворить требования своего партнера и так далее. Все эти формы поведения осуществляются независимо, без контроля и без вмешательства взрослых, что дает основания рассматривать это поведение как выражение прямых эмоциональных отношений с партнером.
В соответствии с установленными требованиями было определено три вида поведения:
1. отказ - никогда не отказываться от «своей собственности», несмотря на требования и уговоры своих сверстников;
2. договор - ребенок отдаете свои вещи, но только на определенных условиях, в обмен на что-то;
3. подарок - ребенок без колебаний дал своему партнеру то, в чем тот нуждался; о его первой просьбе он ничего не просил взамен.
Поэтому у детей явно преобладает адекватная эмоциональная реакция на замечания, сделанные партнеру. Они охотно и радостно соглашаются на похвалу и печалятся из-за осуждения. В остальных случаях этой реакции частично достаточно. Было отмечено пять случаев безразличия к оценочному отношению партнеров. Это означает, что 25% дошкольников не выражают эмоций в игре. Контракт - как форма поведения по просьбе партнеров - наиболее репрезентативная группа дошкольников (70% дошкольников).
В целом, следует отметить, что работа по определению уровня развития нравственной и эмоциональной сфер личности дошкольников показывает необходимость коррекции нравственной и эмоциональной сфер личности дошкольников.
Применение личностно-ориентированного метода в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Целью работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе личностно-ориентированного подхода является:
1. создавать условия для формирования и самореализации личности детей;
2. развить нравственную и эмоциональную сферы личности дошкольников, сформироваться коммуникативные навыки детей;
3. создать условия для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста;
4. обеспечить условия для реализации творческих способностей и потребностей детей.
В группе была создана развивающая среда, которая способствовала развитию личности дошкольников и развитию их нравственной и эмоциональной сфер. В группе создана комфортная среда разработки и множество изменяемых видов деятельности и материалов. Вся групповая комната не имеет четких границ между игровыми зонами, что способствует свободному переходу от одного занятия к другому.
Дидактические игры, включая развитие нравственной и эмоциональной сфер детей, расположены там, где все дети могут участвовать. Организована зона эмоциональной разрядки, где дети могут передать в рисунках все свои внутренние эмоции. Здесь дети просматривают семейные фотографии в фотоальбоме, что способствует их эмоциональному благополучию. В зеленой зоне дети учатся ухаживать за растениями и наблюдать за их ростом.
В распоряжении детей есть творческая зона. Они могут использовать мел, фломастеры, карандаши, краски и пластилин для создания коллективных и индивидуальных работ. Круг добрых воспоминаний - в конце дня дети садятся в кружок и говорят о том, что произошло за день.
Кроме того, существуют собственные правила в детском коллективе:
1. выполнять общую работу за общим столом; дети заимствуют идеи и методы для их реализации, что создает приятную атмосферу в коллективе;
2. личная неприкосновенность заключается в том, что нельзя наносить вред другим детям;
3. уважение к личной собственности;
4. каждый имеет право выражать свои собственные мысли и предложения.
Для обеспечения эмоционального благополучия в рамках личностно-ориентированного воспитания младших дошкольников организую:
 — утро радостных встреч, мероприятие организуемое утром воспитателем, заключающееся в том, чтобы дети называли друг друга ласковыми именами, желали друг другу хорошего дня.
— беседы, на интересующие детей темы;
— индивидуальные фотовыставки;
— занятия по развитию представлений о самом себе и окружающем мире;
— персональные выставки творческих работ, повышающие интерес детей друг к другу;
 — празднование «Дня именинника»;
 —предметно-развивающая среда в группе представляет собой уголок отдыха, оборудование для игр, оборудование для самостоятельной деятельности.
Для развития положительного отношения младших дошкольников к окружающим людям организую:
— различные дидактические игры для ознакомления и воспитания толерантного отношения к разным людям, «У кого какой дом», «Страны и народы мира»;
— чтение художественной литературы, чтение сказок разных народов;
 — рассматривание иллюстраций для формирования правильного поведения в различных ситуациях;
— организую коллективные работы по изо деятельности;
— организую коллективные дела, например праздники, снежные постройки, подделки на разную тематику;
— этические беседы, направленные на разбор ситуации, в которых надо совершить нравственный выбор;
 — фотовыставки, с фотографиями всех детей вместе, чтобы дети ощущали важность каждого ребенка в группе.
 Направляла как самостоятельную, так и совместную деятельность на развитие коммуникативных и социальных навыков младших дошкольников:
 — проведение специальных игр и упражнений направленных на распознавание своих эмоций и эмоций сверстников;
— игры на сближение детей, развития доверия «Пузырь», «Паровозик» и т д;
— игры на формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым «Комплименты», « Ласковое слово»;
— игры на овладение первичным представлением « что такое хорошо, что такое плохо», соблюдение общепринятых норм поведения «Вежливые слова», « Доброе дело»;
— игры на приобретение навыков общения, коммуникабельности «Позови с собою друга»;
— различные подвижные игры « Волк и зайцы», « Медведь и пчелы»;
— игры, на создание бытовых ситуаций « Помогаю маме», « Отмечаем день рождения и т.д.
Все это помогает объединить детей и наладить дружеские отношения. Именно окружающая среда способствует развитию личности каждого ребенка, принимая во внимание его склонности, интересы и уровень активности. Дети научились слушать друг друга и анализировать поведение самих себя и других детей.

Файлы:

Результативность:

Рассмотрим результаты по рассмотренным выше методикам.
Метода изучения самосознания детей по методике Н.Л. Белопольской может быть использована в исследовательских целях, диагностических осмотрах детей, консультировании и коррекционной работе с детьми. Исследование проводилось в два этапа.
Задача первого этапа - оценить способность ребенка определить свой нынешний, прошлый и будущий гендерный и возрастной статус по представленным ему графическим материалам. Другими словами, проверяется способность ребенка полностью осознавать свой жизненный путь.
Таблица 1 - Результаты исследования самосознания детей и гендерной и возрастной идентичности.
Уровень самосознания и половозрастной идентификации Группа
 Количество детей Отношение к общему количеству детей в группе, %
Идентификация по четырем картинкам 4 20
Идентификация по пяти картинкам 18 66,7
Идентификация по шести картинам 2 13,3
Согласно таблице, можно сделать вывод:
1. 20% группы могут идентифицировать себя, изображая картинки дошкольников соответствующего пола;
2. 66,7% участников группы смогли правильно построить последовательность распознавания;
3. 13,3% детей в этой группе смогли установить полную последовательность распознавания из 6 картинок.
Рисунок 1 - Результаты исследования самосознания и распознавания пола и возраста группы детей дошкольного возраста
Как видно из рисунка, дети из этой группы могут правильно построить идентификационную последовательность на основе пяти картинок.
Целью этой методики Дембо-Рубинштейн является определение уровня самооценки ребенка на основе заранее определенных черт личности; выбор определенных черт личности определяется целями исследования. Результаты исследования приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты исследования самооценки детей по методике Дембо-Рубинштейн
Уровень самооценки Группа
 Количество детей Отношение к общему количеству детей в группе, %
Высокий 12 44,4
Средний 10 40
Низкий 2 6,7
Согласно таблице, можно сделать вывод:
1. 44,4% детей в этой группе имеют высокую самооценку;
2. 40% группы имеют среднюю самооценку;
3. 6,7% участников группы имели низкую самооценку.
Рисунок 2 - Результаты исследования детей дошкольного возраста
Основываясь на анализе самооценки дошкольников из этой группы, можно сказать, что критический характер самооценки дошкольников имеет высокий уровень. Дошкольники полностью оценивают себя и имеют завышенную самооценку.
Данные, полученные в процессе внедрения разработанной методики, позволяют утверждать, что процесс коррекции в нравственной и эмоциональной сферах личности дошкольников эффективно осуществляется в игровой деятельности.
Эффективность использования игровой деятельности для коррекции морально-эмоциональной сферы личности дошкольников подтверждается данными наблюдений, которые показывают положительную динамику морально-культурного уровня. Таким образом, принятие ориентированного на людей подхода к нравственному воспитанию детей дошкольного возраста помогает повысить эффективность воспитательной работы.
На начальном этапе работы было обнаружено, что дошкольники имеют низкий уровень нравственного воспитания. Результаты работы показывают, что при применении личностно-ориентированного подхода к нравственному воспитанию детей дошкольного возраста уровень развития в нравственной и эмоциональной сферах детей значительно повышается.
Личностно-ориентированные методы обучения являются методологическим направлением педагогической деятельности. Это позволяет обеспечить и поддержать процесс самосознания, саморазвития и самореализации личности детей через систему, которая поддерживает взаимосвязанные концепции, мысли и способы действия для формирования их уникальной личности.
Игры, которые используют в процессе организации коррекции нравственной и эмоциональной сфер личности дошкольников, позволяют сформировать представление:
1. о значении индивидуальных особенностей, о способности и необходимости общаться друг с другом, несмотря на разные желания и возможности;
2. о необходимости для сотрудничества и сострадания проявлять заботу и внимание в отношениях друг с другом;
3. о возможности испытывать положительное эмоциональное состояние от общения с другими детьми (на основе использования визуальных средств для выражения своего положительного эмоционального отношения к сверстникам);
4. об умении выражать свои взгляды на друзей.
Условиями возникновения нравственных эмоций у детей дошкольного возраста считается процесс самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития.
Таким образом, в процессе взаимодействия с детьми необходимо создавать ситуации, направленные на личностное развитие: успешные ситуации, основанные на личном опыте детей, ситуации, в которых выбираются задачи, команды, партнеры по деятельности и т.д. Осуществляется это для того, чтобы предоставить детям возможность реализовать себя как личность.
Обучение в процессе использования личностно-ориентированных методов осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге, личностно значимом общении и сотрудничестве. В то же время также используются методы и приемы для изучения ключевых событий в жизни детей; обучающие объяснения их личностных характеристик; эмпатическое принятие детей; работа с детьми для проектирования их дальнейших этапов развития; адаптация образовательных методов к характеру детей.
Основой личностно-ориентированного подхода является приобретение и признание собственного опыта ребенка, проявляющегося как субъект общения, деятельности и знаний. Быть субъектом означает свободно определять свои цели, быть инициативным, проактивным и ответственным за результаты своей деятельности.
Личностно-ориентированные методы, направленные на детей дошкольного возраста, помогают повысить эффективность воспитательной работы.
Другими словами, личностно-ориентированное воспитание и обучение по программе «Теремок» заключается в организации образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, с учетом особенностей его личностного развития.

Файлы:

Методические разработки:


Файлы:

Список использованных источников:

         1. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание)
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. 2003. № 5. С. 49 - 53.2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 2020. – 254 с.
     3. Буре Р.С. Социально - нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие.-М.: Мозайка-Синтез, 2011.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2020. – 187 с.
5. Волоков, В.С., Волкова, Н.В. Детская психология: Логические схемы / В. С. Волоков, Н. В. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2019. – 166 с.
6. Детская психология: Учебное пособие Е. А. Панько / Под. Ред. Я. Л. Коломинского- Мн.: Университетское, 2019. – 176 с.
7. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Я. Л. Коломинский. – Минск: Нова, 2019. – 217 с.
8. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. – 2019. - № 9. – С. 72-90.
15. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей / Е. В. Котова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2019. – 264 с.
9. Лебеденко, Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? / Е. Н. Лебеденко. - М.: Прометей; Книголюб, 2013. – 354 с.
10. Лисина, М.И. Психология самопознания у дошкольников / М. И. Лебеденко. - Кишинев: Штиинца, 2019. – 145 с.
11. Лыкова И.А. Научный руководитель. под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018. – 160 с. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет (проект)
12. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Пособие для дошкольных учреждений / В. М. Минаева. - М.: АРКТИ, 2019. – 403 с.
13. Мухина, В.С. Детская психология / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2019. – 465 с.
14. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М. А. Панфилова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2019. – 208 с.
15. Пантюхина, Г.В., Печора, К.Л., Фрухт, Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / Г. В. Пентюхина. — М.: ВУНМЦ, 1996. – 418 с.
16. Печора, К.Л., Голубева, Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: книга для воспитателя детского сада / К.Л. Печора. — М.: Просвещение, 1986. – 305 с.
17. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников // Диагностика, проблемы, коррекция. – 2020. – С. 64-87.
18. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 2020. - №10. – С. 23-54.

Файлы:



Комментарии


Комментариев пока нет