Повышение уровня читательской грамотности учащихся 5-9 классов на уроках русского языка через применение различных форм и методов работы с текстовым пространством

Мартынович Евгения Степановна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ г.Владимира "СОШ № 7"

Информация о педагогическом опыте

Совместная работа с:

Тема опыта*:

Повышение уровня читательской грамотности учащихся 5-9 классов на уроках русского языка через применение различных форм и методов работы с текстовым пространством

Тип образования:

общее

Уровень образования:

Рубрика:

  • Методики преподавания

Предмет:

  • Русский язык

Направление:

Направление:

Профиль:

Цикл:

Предмет:

(нет)
С применением ДОТ и/или электронного обучения
С использованием цифровых технологий
Опыт пилотной площадки
Опыт региональной инновационной площадки (РИП)

Актуальность и практическая значимость опыта:

В 21 веке, когда господствующее место заняли  компьютеры и видеоигры, дети не просто забыли, что такое книга; они теряют интерес к самому процессу чтения, не видят того, что скрыто под самим текстом, что автор хотел донести до читателя. Дети поколения альфа, имеющие доступ к гаджетам, а через них и к огромному количеству информации, не умеют применять ее в жизненных ситуациях. Они отстраняются от реальной взрослой жизни, в которой необходимо принимать взвешенные и, порой, быстрые решения. Опыт, предоставляемый им текстами различной формации, не воспринимается ими. Научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению, то есть развить в них читательскую компетенцию,  – одна из главных задач современного образования.
Читательская компетенция может быть сформирована в определенной деятельности. В наше время огромное внимание уделяется формированию IT-компетентности у людей всех возрастов. В образовательных учреждениях повсеместно распространяется использование компьютерных технологий. К сожалению, данные технические новинки не помогают в развитии интеллектуальной личности, которая получает необходимую ей информацию через работу с текстом. Следовательно, мы видим противоречие в педагогической практике: на одной чаше весов огромные возможности познания нового посредством ЦОР, доступный широкий выбор литературы, последовательная работа педагогов над развитием читательской компетенции у детей, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на работу с текстом и, как следствие, явное нежелание детей читать. Навыки чтения формируются на уровне просмотрового чтения, следовательно, не развивается читательская компетенция, уменьшаются возможности самообразования.
Именно это противоречие: потребность в получении, интерпретации информации и отсутствие механизмов, позволяющих развить читательскую компетенцию обусловили выбор темы.

Перспективность данного обобщения опыта в том, что приемы, способствующие развитию интереса к чтению, и разработанные уроки по изучению произведений, включенных в программу внеурочной деятельности, могут быть использованы в образовательной практике школ. Использование настоящих рекомендаций будет способствовать более осознанному формированию и развитию учащимися навыков работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту учебных, научно-познавательных, художественных текстов, не зависимо от их расположения –в книге или электронном носителе. Представленная работа предназначена для учителей -практиков.

Ведущая педагогическая идея:

Системное использование отобранных методов и приемов работы с текстовым пространством развивает все группы читательских умений, что приводит к повышению уровня читательской грамотности.

Теоретическая база опыта:

Говоря об одном из аспектов функциональной грамотности - читательской грамотности,  способы и методы формирования которой активно обсуждаются на протяжении последних десятилетий, для начала нужно разобраться в  понятиях «чтение» и «грамотность».
В начале XX века Н.А.Рубакин первый начал изучение читателя на научной основе. Он внимательно проанализировал и описал взаимоотношения читателя и текста. Библиологическая концепция Н.А.Рубакина рассматривает ряд вопросов, которые связаны с восприятием, пониманием, памятью и другими аспектами процесса чтения. Чтение было осмыслено исследователем как психологический и социально-психологический феномен и процесс.
В педагогическом словаре, автором которого является А.М. Новиков, грамотность определяется как владение человеком навыками речи (устной и письменной) в соответствии с нормами литературного языка. Грамотность, по мнению данного исследователя, это один из базовых показателей культурного развития общества, а в отношении к процессу обучения - одно из важнейших условий и показателей качества обучения.
Понятие «грамотность» имеет более широкое толкование – оно поясняется как владение знаниями в определенной степени в той или иной области и умение их применять. В своей статье «Оценка читательской грамотности» Г.А. Цукерман  определила грамотность как владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста.
Термин «читательская грамотность» появился лишь в 1991 году в рамках международного исследования PISA. Данное понятие, его формирование и развитие рассматривают такие российские исследователи как И. Д. Фрумин, М.И. Кузнецова, М.А. Пинская, Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, Т.В. Тимкова, О.Л.Обухова. Читательская грамотность значительно шире и глубже, нежели грамотность и чтение в отдельности. Ключевое различие этих понятий в том, что читательская грамотность подразумевает не только исследование текста, а через него выход на глобальные знания, но и работу с собственным понимаем: осознание и анализ своих ошибок, поддержание понимания на должном уровне.
В основе процесса формирования читательской грамотности лежит проблема становления осознанного чтения. В начале 1960-х годов получает распространение положение «Школа должна учить мыслить», автором которого является Э. Ильенков. Активно внедряется система развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина —В.В. Давыдова. В них был предложен совершенно новый подход к чтению. Оно становится инструментом, который ребенок развивает сознательно и употребляет его как орудие познания мира. Упор в этих системах делался на осознанное чтение, на рефлексию собственного понимания и эстетического переосмысливания.
На данном этапе развития современного общества в школах России приоритетным направлением работы является целостное, многогранное развитие личности ребенка. Это положение обозначено в образовательных стандартах.  В первую очередь оно обеспечивается через формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД), которые развивают умение учиться, то есть самостоятельно успешно усваивать знания, умения и компетентности и свободно использовать их в жизни.  Лишь формирование комплекса УУД может обеспечить реализацию способностей обучаемой личности в полном объеме.
В основе эффективных образовательных систем лежит смысловое чтение. Смысловое (продуктивное) чтение — это вид чтения, нацеленный на понимание тем, кто читает текст, его смыслового содержания. В концепции универсальных учебных действий, которая была разработана коллективом авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) выделяются действия смыслового чтения, связанные с:
•    пониманием цели производимого действия и выбором вида чтения в соответствии с этой целью;
•    формулированием проблемы и главной идеи текста.
•    получением нужной информации из прослушанных текстов различных жанров;
•    разграничением главной и второстепенной информации;
По мнению исследователей, именно этот вид чтения есть основа развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося. В новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая технология, необходимая для обретения культурной компетентности и гармоничной социализации личности.
Целью смыслового чтения является максимально точное и полное понимание содержание текста, анализ и интерпретация текста. Владение навыками такого чтения формирует и развивает устную и письменную речь, следовательно, способствует продуктивному обучению.
Если цель обучения в школе - формирование успешной личности каждого учащегося, то формирование умения осмысленного чтения, а за ним читательской грамотности - это основной ресурс для достижения подобного результата.
В федеральных образовательных стандартах обязательными для реализации в основной школе является междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом», которая должна способствовать целостному формированию читательской грамотности учащихся. Таким образом, в основе формирования любых УУД лежит чтение, то есть работа с информацией извлекаемой из текста.
Итак, читательская грамотность определяется уровнем сформированности трех групп читательских умений:
1.    Ориентация в содержании, понимании целостного смысла, нахождение информации в тексте.
2.    Интерпретация текста.
3.    Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Первая группа связана с общими умениями.
- определять основную идею, тему текста;
- искать и находить очевидную и неочевидную информацию.
- конкретизировать информацию, делать заключения с опорой на факты, поданные в тексте.

Вторая группа направлена на углубленное и детальное понимание содержания и формы текста. У учащихся должны быть сформированы следующие умения:
- анализировать, интерпретировать и обобщать информацию из текста;
- формулировать сложные выводы и давать оценку воспринятым фактам.

Третья группа умений рассматривает использование информации текста для достижения поставленных целей. Учащийся должен уметь:
- читать объемные тексты;
- работать с информацией, которая не лежит на поверхности;
- находить нужную информацию в ситуации, когда составные части этой информации сообщаются не в прямом порядке;
- работать с несплошными, смешанными текстами
 -работать с информацией, которая требует критической оценки;
- формулировать гипотезы с опорой на предложенную в тексте информацию;
- работать с высказанными мнениями, которые не соответствуют его личным представлениям.

В международных исследованиях также выделены и описаны четыре уровня читательской грамотности: высший, высокий, средний, низкий.
    Учащиеся с высшим уровнем восприятия текста осознают целостный текст и его отдельные единицы, видят взаимосвязь между ними. При обосновании умозаключений опираются на содержание текста. Могут интерпретировать текст с различных позиций.
Высокий уровень понимания текстов предполагает понимание учащимися существенных сторон текста, анализ  языковых особенностей текста. Ученики с высоким уровнем могут объяснить причинно следственные связи между ситуациями, представленными в тексте, соотносят информацию, полученную из разных частей текста.
Средний уровень предполагает нахождение заданной информации в тексте, построение логичных умозаключений о мотивационной стороне поступков героев. Учащиеся, имеющие данный уровень, умеют использовать подзаголовки, иллюстрации и тд для поиска необходимой информации.
Учащиеся с низким уровнем понимания текстов находят явно видимую информацию в тексте, могут извлечь ее.
Уровень читательской грамотности диагностируется с помощью системы тестовых работ, в основе которых заложены задания с выбором ответа, с кратким и с развернутым ответом. До сих пор нет ответа на вопрос, какой из типов заданий является наилучшим для оценки учебных достижений учащихся и измерения результатов обучения, так как они проверяют умения различного рода.
Для того, чтобы показать определенный уровень сформированности читательской грамотности, учащиеся должны умело ориентироваться в текстовом пространстве.
В современных исследованиях понятие текст трактуется очень широко. К текстам новой формации относят не только словесное изложение, но и схемы, диаграммы, то есть любые визуальные изображения, так как в них заложена определенная информация, которая требует извлечения для понимания смысла. В исследованиях PISA выделяется 4 формы текста.
1.    Сплошные тексты. Те произведения, которые состоят из предложений, соединенных в абзацы и более крупные единицы. Это привычный нам текст. Он не требует особых дополнительных умений для работы с ним.
2.    Несплошные тексты – это списки, графики, схемы. Так как они организованы иначе, чем сплошные, то требуют дополнительных навыков для работы с ними.
3.    Смешанные соединяют черты двух первых форм. Элементы смешанных текстов связаны между собой и дополняют друг друга. Станицы сайтов по большей части представляют собой тексты данной формы.
4.    Составные. Объединяют несколько самостоятельных и законченных текстов. Искусственно создаются для проверки основных компетенций.
Для того чтобы текст мог послужить источником самообразования, он должен содержать нечто выходящее за пределы читательского опыта и знаний о мире.
То есть для того, чтобы формировать и развивать читательскую грамотность педагог должен умело пользоваться стратегиями работы с текстом, выявить наиболее продуктивные формы и методы работы с текстом. В случае успеха работы учащийся будет запоминать эффективный способ и переносить его на другие сферы деятельности, что делает его универсальным.
О стратегиях работы с текстом подробно написано в статье Н.Н. Сметанниковой «Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования». Стратегии работы с текстом разделяют на предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии.
Целью предтекстовых стратегий являются:
    постановка цели и задач чтения;
    актуализация или знакомство с ключевыми понятиями текста;
    актуализация предшествующих знаний;
    мотивирование читателя;
    включение механизма антиципации – прогнозирования содержания, тематической и эмоциональной направленности;
    формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
Целью стратегий на исполнительной фазе чтения являются: выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение или отклонение, контекстуальная и смысловая догадка; размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
Цель послетекстовой стратегии – применение и использование материала в самых различных ситуациях, сферах, формах и включение его в более масштабную деятельность: тестирование, таблицы, планы, рефераты, сценарии, плакаты, иллюстрации и т.д.
Для обеспечения перехода от низкого уровня читательской грамотности к более высокому учитель, в своей педагогической деятельности, должен подбирать дифференцированные задания, с учетом уровня сформированности того или иного умения, чтобы научить обучающихся правильно, а главное – самостоятельно, поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи.
Поиски путей развития читательской грамотности у учащихся привели к применению определенного круга методов и приемов работы с текстовым пространством, применений которых показало высокий результат достижения поставленных целей.


Файлы:

Технология опыта:

Цель педагогической деятельности: обеспечить на уроке возможные условия
для развития читательской грамотности ученика через использование различных форм и методов работы с текстовым пространством.
Данная цель определила комплекс задач:
1.    изучить и проанализировать педагогическую, психологическую методическую
2.    литературу по проблеме исследования;
3.    отобрать наиболее эффективные методы и приемы работы с текстом
4.    выстроить систему работы для обеспечения формирования УУД
5.    подобрать диагностики для исследования эффективности системы

Используя различные формы и методы работы с текстом, учитель учитывает возрастные особенности обучающихся и их интересы.
Опытно-экспериментальную работа по апробации форм и методов работы с текстом для развития читательской грамотности  разделила на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап был связан с выявлением критериев по оценке уровня читательской грамотности у обучающихся.
Классификация читательских действий взята из работы Г.А. Цукерман.
Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста
Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста
Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
Читательские действия, связанные с использованием информации из текста

Каждая из групп состоит из конкретных умений. В данной работе используется следующая классификация (приложение 1):
Находить и извлекать информацию
Интегрировать и интерпретировать информацию
Интегрировать и интерпретировать информацию
Использовать информацию из текста

В качестве интегрального критерия по оценке уровня сформированности читательской грамотности был выбран следующий вариант, подробно описанный в теоретической базе опыта: высший, высокий, средний, низкий.

Основной этап был направлен на диагностику уровня развития читательской грамотности и использование в работе отобранных приемов и методов работы с текстовым пространством.

Для реализации основного этапа, необходимо было выявить первоначальный
уровень сформированности читательской грамотности. С этой целью учащимся было
предложено выполнить контрольно-диагностическую работу.  (Приложение 2)
Диагностическая работа показала следующие результаты. В данной таблице показано, насколько успешно работают учащиеся с заданиями, выявляющими читательские умения.

Читательское умение    Количество учащихся, справившихся с заданиями, %
Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла    61
Нахождение информации, данной в явном виде    74
Интерпретация текста    29
Анализ содержания текста, его формы и оценка    31

По полученным данным можно диагностировать следующие уровни понимания текста:
Высший – у 5 % учащихся в классе.
Высокий – у 12 % учащихся в классе.
Средний – у 58 % учащихся в классе.
Низкий – у 25 % учащихся в классе.

Проанализировав уровень читательских умений, определив объём работы, отобрав эффективные методы и приемы, начинаем систематическую работу по развитию читательской грамотности. Используемые методы и приемы направлены на развитие всех групп читательских умений (Приложение 3)

Группа читательских умений    Методы и приемы
Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла    Антипация
Прием «Верите ли вы?»

Поиск информации, данной в явном виде    Метод «Инсерт»
Прием «Тонкий и толстый вопрос»
Интерпретация текста и обобщение информации    Синквейн
Прием «Кластер»

Анализ содержания текста, его формы и оценка    Прием «Мозговой штурм»
Прием «Написание творческих работ»


Используемые приемы и методы подробно рассмотрены в Приложении 4.


Заключительный этап был посвящен оценке сформированности читательской грамотности и соотнесён с первоначальными результатами.
Таким образом, полученные результаты подтвердили предположение о том,
что внедрение в практику современной школы комплекса условий, способствующих
эффективной работе с различными видами тестового пространства, действительно способствует достижению наиболее высокого и быстрого результата - повышение уровня читательской грамотности  у обучающихся. Результатом сформированности этой компетенции у обучающихся выступает их готовность к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений; их сознательному и активному присвоению нового социального опыта; способность обучающихся к полноценной самореализации и эффективному осуществлению различного рода деятельности; их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.


Файлы:

Результативность:

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы по развитию читательской грамотности стремились создать специальные условия, в число которых входили:
- комплекс заданий, направленных на развитие УУД;
-  уроки, проводимые с использованием отобранных методов и приемов.
Для анализа проведённой опытно-экспериментальной работы использовались
соответственно:
самоанализ уроков сточки зрения развития читательской грамотности обучающихся;
контрольно-диагностические срезовые работы;
разработанный комплекс заданий, предлагаемый учащимся на уроках.
Повторные диагностические работы, направленные на выявление развития групп читательских умений показали следующие результаты:

 


Данное исследование показало, что в результате целенаправленного
педагогического воздействия развивается не только читательская грамотность, но и
повышается успеваемость по предмету.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выделение критериев
сформированности читательской грамотности и их использование в качестве основы для
отбора приемов и методов помогают более эффективному, по сравнению с
традиционным подходом, формированию и развитию читательских умений.

Файлы:

Методические разработки:

(нет)

Файлы:

Список использованных источников:

1. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003 — 280 с. — (Учебник XXI века).
2. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций /Л. С.Выготский // Психологическая наука и образование. –1996. –No 2. –С. 5–8.
3. Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : Хрестоматия / под ред. Н. Л. Карповой, Г. Г. Граник, М. К. Кабардова. ПИ РАО. –Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. –432 с.
4. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М., 1990
5. Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. М.: Логос, 2004 Часть I. Грамотность чтения. Часть 2 Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе [Электронный ресурс]. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200501401
6. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6
7. Лутошкина, В. Н. Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно-методическое пособие / В. Н. Лутошкина, Е. Н. Плеханова ; под общ. Ред. С. В. Буланкова. –Красноярск: КК ИПК ППРО, 2012. –66 с.
8. Неожиданная победа : российские школьники читают лучше других / под науч. ред. И. Д. Фрумина. –Москва. Изд. дом Гос. ун-та –Высшей школы экономики, 2010. –284 с.
9. Новиков, А. М. Н73 Педагогика : словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. –Москва : Издательский центр ИЭТ, 2013. -268с.
10. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2008
11. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.
12. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. – М.: Баласс, 2013. – 128 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова.. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
15. Цукерман, Г. А., Ковалёва, Г. С., Кузнецова, М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. –2007. –No4. 10. Кузнецова, М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-200611. Программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии [Электронный ресурс] :Центр оценки 45качества образования. –Режим доступа:http://www.centeroko.ru/pisa/p isa_res.htm
3.Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности : Материалы к обсуждению / Москва : РАО, 2010. –67 с.

Файлы:



Комментарии


Комментариев пока нет