Эффективные практики повышения мотивации студентов Владимирского педагогического колледжа к изучению английского языка

Архипова Анна Евгеньевна
Преподаватель, ГБПОУ ВО "Владимирский педагогический колледж"

Информация о педагогическом опыте

Тема опыта*:

Эффективные практики повышения мотивации студентов Владимирского педагогического колледжа к изучению английского языка

Совместная работа с:

Образовательная организация*:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области "Владимирский педагогический колледж"

Тип образования:

профессиональное

Уровень образования:

Рубрика:

Предмет:

Направление:

Направление:

Профиль:

Цикл:

Предмет:

Иностранный язык

С применением ДОТ и/или электронного обучения
С использованием цифровых технологий
Опыт пилотной площадки
Опыт региональной инновационной площадки (РИП)
Центр «Точка роста»
Технопарк «Кванториум»
«IT-куб»

Актуальность и практическая значимость опыта:

Актуальность и перспективность опыта

  Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране в последние годы, привели к решительному пересмотру места и роли иностранных языков в жизни общества. В связи с этим встал вопрос об осуществлении непрерывного обучения студентов иностранным языкам. Обучение иностранному языку в системе профессионального образования преследует комплексную реализацию практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей.

На современном этапе, когда студент находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, актуальной становится задача поиска эффективных способов и приёмов обучения. Однако нельзя не отметить тот факт, что один из самых сложных аспектов деятельности преподавателя — это мотивировать студентов. Он также является одним из самых важных. Студенты, которые не мотивированы, не будут эффективно учиться. Мотивация, как внутренняя, так и внешняя, является ключевым фактором в успехе студентов на всех этапах обучения, и преподаватели могут играть ключевую роль в обеспечении мотивации своих обучающихся.

Актуальность данного опыта заключается в выявлении эффективных практик повышения мотивации студентов системы среднего профессионального образования к изучению английского языка. Все больше преподавателей иностранного языка задумываются над тем, как поддержать у студентов заинтересованность к сложному для них материалу, в частности английскому языку; увеличить активность обучающихся на протяжении урока; повысить интерес к занятиям английского языка, а самое главное, дать возможность практического применения знаний, полученных в ходе обучения, которые студенты демонстрируют во время Государственной итоговой аттестации, защищая дипломные работы, связанные с иностранным языком и методикой преподавания иностранного языка.

Практическая значимость

Практическая значимость заключается в распространении опыта педагогической деятельности и повышение уровня профессиональной компетентности педагогов средних профессиональных образовательных учреждений по использованию в своей работе различных эффективных практик повышения мотивации к изучению английского языка студентами педагогических специальностей.

В ходе реализации педагогического опыта были разработаны:

1. Методическая разработка урока с использованием интерактивных методов и приемов по теме «Известные педагоги»; https://disk.yandex.ru/d/C5RSKb0-qSxlGg

 2. Педагогический опыт на тему «Песенный материал как средство повышения мотивации к изучению английского языка студентов Владимирского педагогического колледжа», размещенный на сайте РИС «Банк информационных педагогических практик»;

 https://xn--80agabe1dc.xn--33-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/teacherexp/8C073BACBBB48DCE58D93324F4E4C680

 3. Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разговорный английский»; https://disk.yandex.ru/i/7mnOte6A_byycw

 4. Комплекс игровых заданий для студентов на практических занятиях по английскому языку.

https://disk.yandex.ru/i/JnB3LpGf5NbUgA


Ведущая педагогическая идея:

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в выявлении эффективности использования различных практик для повышения мотивации студентов Владимирского педагогического колледжа к изучению английского языка.

Теоретическая база опыта:

Теоретическая база опыта

  В современном мире международная, экономическая и культурная политика страны ставит перед специалистами новые задачи. «Предполагается, что современный специалист должен обладать суммой компетенций, которые позволят ему не только качественно выполнять профессиональные обязанности, но и взаимодействовать с людьми, самосовершенствоваться» [7]. Одна из них – владение иностранными языками. Несмотря на значимость иностранного языка в мире и видимые плюсы владения им, студенты не совсем понимают важность этого предмета и без особого энтузиазма подходят к его изучению. Одна из причин – слабая мотивация.

 Что же такое мотивация? Сложно дать единое определение данному термину. Разные ученые вкладывают разные понятия в термин «мотивация», так, например, Симонов П.В. говорит, что мотивация - результат, который приводит к формированию осознания необходимости активной деятельности. Матюхина М.В. определяет мотивацию как желание сделать что-то на высшем уровне, усовершенствовать результат своей работы. Готлиб Р.А. называет мотивацию механизмом, который активизирует у человека желание успешно изучать предмет.

 Выделяют два вида мотивации: внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация - это мысли и идеи самого студента, то, что проявляется на уровне чувств. Таким образом, к внутренней мотивации можно отнести:

- интерес к изучению иностранных языков;

- понимание важности изучения иностранного языка;

- заинтересованность учебным материалом;

- интерес к культуре страны изучаемого языка;

- желание читать книги на языке оригинала и др [13].

 На формирование и развитие внутренней мотивации часто большое значение оказывают внешние мотивы. Так, например, студенты с радостью идут на урок, проявляют интерес к предмету и выполняют с удовольствием все задания благодаря позитивной атмосфере в ходе занятия и положительного отношения к преподавателю, в частности.

 Внешняя мотивация – влияние социальных факторов и общества на действия студентов в ходе обучения. Внешняя мотивация с самого начала обучения настраивает студента на движение вперед. К ней относятся:

- возможность найти перспективную работу;

- возможность получения стипендий;

- участие в конференциях и олимпиадах;

- стремление достичь успеха во всем и быть лучшим в своей группе;

- сдача экзамена или зачета;

- влияние родителей;

-возможность общения с иностранцами и др [11].

 Таким образом, можно сделать вывод, что внутренняя мотивация вызывает удовлетворение от процесса обучения, внешняя, напротив, заставляет учиться.

 Кроме того, мотивация может быть положительной и отрицательной. Положительная мотивация построена на положительных мотивах, отрицательная же наоборот формируется из отрицательных стимулов. Пример таких мотиваций: «Мне нужно выучить язык на достойном уровне, чтобы потом я мог преподавать эту дисциплину в начальных классах, так как имею такую возможность согласно образовательной программе колледжа» – положительная мотивация. «Мне нужно учить язык, чтобы меня не отчислили из колледжа» – отрицательная мотивация. Преподавателю важно поддерживать именно положительную мотивацию.

 Мотивация — многогранное понятие. Для отдельного человека действенны свои мотивы, в разных ситуациях каждый будет руководствоваться собственными целями и выбирать различные способы достижения результата. В любом случае мотивация помогает эффективно использовать ресурсы и получать желаемое [8].

 Существует значительно много различных видов и источников мотивации. При обучении иностранному языку реализуются следующие виды мотивации:

 - Коммуникативная (целевая), при которой учащиеся осознают, что языковой материал необходим для речевого общения на иностранном языке. Это облегчает усвоение материала на иностранном языке.

 - Страноведческая мотивация, при которой происходит формирование отношения обучающегося к стране изучаемого языка, к её языковым и культурным традициям.

 - Познавательная, при которой проявляется стремление учащихся получить новые сведения о языке и на языке.

 - Эстетическая мотивация, при которой учащиеся получают эстетическое удовольствие в изучении иностранного языка, то есть задания, предложенные для выполнения на уроке, «косвенно связаны с иностранным языком». В данном случае использование творческих форм работы является прекрасным примером, чтобы стать подспорьем для повышения заинтересованности студентов колледжа в изучении иностранного языка [10].

 Глубокое изучение методики обучения иностранному языку, анализ опыта, его обобщение позволяют выделить следующие факторы формирования мотивации:

 1. Личность преподавателя: высокие нравственные качества (ответственность, честность, правдивость, скромность и т. п.); развитая эмоционально-волевая сфера (эмоциональность, доброта, целеустремленность, настойчивость и т. п.); широкий кругозор, интеллект, любознательность; высокий уровень культуры, в том числе культуры общения; интеллигентность.

 2. Профессиональные качества: уважительное отношение к студентам; понимание учащихся; любовь к своему предмету; совершенное владение языком и методикой его преподавания; умение применять на практике основные положения коммуникативного метода обучения; коммуникабельность, умение создать хороший психологический климат и организовать общение на уроке; умение использовать разнообразные стимулы и подкрепления в процессе формирования лексических, грамматических и фонетических навыков и речевых умений; умение вызвать у студентов чувство удовлетворения, радости, которые они испытывают в процессе учебной деятельности, связанной с овладением иностранным языком как средством общения; а также такие индивидуальные качества преподавателя, как умение управлять своим поведением; чувство юмора, музыкальность; умение понятно и интересно объяснять даже самые сложные вопросы; артистизм, культура речи.

 3. Социальная значимость иностранного языка: знание и использование иностранных языков в различных сферах деятельности человека; значение иностранного языка для овладения будущей профессией; осознание студентами значения иностранного языка как средства общения.

 4. Опора на специфику учебного предмета «иностранный язык»: осознание учащимися целей и специфики изучения иностранного языка в колледже; практический характер занятий, направленных на овладение студентами различными видами речевой деятельности [6].

 5. Использование средств обучения иностранному языку: учебных текстов и материалов для чтения, интересных для студентов и вызывающих определенное эмоциональное состояние обучающихся; текстов, ориентированных на профессию; интересного страноведческого материала.

 6. Организация учебного процесса: обеспечение реализации методических и общедидактических принципов обучения иностранному языку (коммуникативности, функциональности, устной основы обучения, наглядности, сознательности, доступности, посильности и учета индивидуальных особенностей учащихся); обеспечение (особенно на начальном этапе обучения в колледже) усвоения всеми студентами всего изучаемого языкового материала; создание разнообразных ситуаций, дающих возможность практически использовать в речи усвоенную лексику; формирование у студентов учебных умений, в частности, рациональных приемов запоминания слов; стремление вызвать у учащихся положительное эмоциональное отношение к используемым приемам обучения и характеру учебной работы; повышение удельного веса самостоятельной работы студентов на уроке; широкое использование текстов и заданий проблемного характера; использование аудиовизуальных средств в качестве опор или речевых стимулов; повышение роли контроля; объективный характер оценки результатов учебного труда студентов; использование в разумных пределах родного языка учащихся; стремление сделать урок интересным для всех студентов группы; широкое использование стихотворений, песен, игр; организация системы интересной внеклассной работы, дополняющей учебные занятия.

 7. Учет обучаемости студентов: уровень лингвистических способностей к изучению иностранного языка; интеллектуальные способности, необходимые для любого обучения; личность обучаемых, ее направленность (потребности, интересы) [14].

 Названные основные факторы формирования мотивации учения студентов специфичны при изучении иностранного языка, однако многие из них, в частности такие, как личность учителя, его профессиональные качества, необходимы учителям и других предметов. Они являются важным условием успешного формирования мотивации учения студентов на материале любой дисциплины или профессионального модуля.


Файлы:

Педагогический опыт Архиповой А.Е..pdf

Технология опыта:

Проблема: позволяет ли использование различных практик повышения мотивации способствовать эффективному усвоению учебного материала по английскому языку в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности в Владимирском педагогическом колледже.

 Цель опыта: исследование возможности использования различных практик повышения мотивации, способствующих эффективному усвоению материала в процессе изучения английского языка в педагогическом колледже.

 Задачи:

 - изучить ресурсные возможности использования различных практик мотивации к изучению английского языка в колледже;

 - описать методику применения современных практик повышения мотивации к изучению английского языка в педагогическом колледже;

 - оценить эффективность использования практик повышения мотивации к английскому языку в образовательном процессе Владимирского педагогического колледжа.

усво Когда я начала работать в системе среднего профессионального образования, передо мной стоял вопрос, как мотивировать студентов, при этом делая учебный процесс увлекательным и полезным?

Рассмотрев учебно-воспитательный процесс в колледже, я нашла пути решения на поставленный вопрос. Итак, привлечь внимание студентов к изучению английского языка, а главное, повысить мотивацию обучающихся можно способами, которыми я поделюсь ниже.

Участие студентов в научно-исследовательской деятельности, что подразумевает: индивидуальный проект, курсовую и дипломную работы.

Далее хотелось бы остановиться на каждой деятельности: Индивидуальный проект выполняется студентами 1 курса по выбранной теме в рамках изучаемых общеобразовательных предметов. Результат проектной работы должен иметь исследовательскую направленность. Данная деятельность – прекрасный шанс, чтобы привлечь внимание студентов, предложить интересные темы и способы работы над проектом. В настоящее время обучающиеся выбирают следующие темы проектов: Аббревиатура в современной жизни человека; Особенности использования англицизмов в названиях магазинов и рекламных афишах города Владимира. В данных работах студенты изучают теоретический материал, а затем проводят тестирование и делают подборку языкового материала согласно теме исследования.

Как правило, студенты, которые начинают писать проект, связанный с английским языком, продолжают научно-исследовательскую деятельность в том же направлении и уже углубляются в профессиональную деятельность, так как с 2 курса обучения в колледже начинаются междисциплинарные курсы и учебные предметы по специальности. В список изучаемых курсов входит МДК 01.11 Методика преподавания иностранного языка с практикумом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании и МДК 02.07 Теоретические и методические основы организации речевой деятельности дошкольников на иностранном языке по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Следующий этап работы на 2 курсе профессионального обучения во Владимирском педагогическом колледже, это написание специального вопроса, продуктом которого является реферат, аналитические или обзорные материалы по вопросам профессионального модуля. На 3 курсе данная работа дополняется, расширяется и переходит в формат курсовой работы. На 4 курсе исследовательская деятельность носит название Дипломной работы.

Студенты пытаются преодолевать трудности, понимая, что на сегодняшний момент английский язык и интеграция данного предмета в исследовательскую деятельность актуальны.

Обучающиеся делятся своими работами не только перед комиссией преподавателей, но и перед своими однокурсниками, выступая на Дне науки, который проходит ежегодно в стенах колледжа. Для этого специально создана секция Иностранных языков, участников которой с каждым годом становится все больше и больше. Секция, как правило, носит тематический характер. В процессе её подготовки, обучающиеся на основе широкого круга источников, готовят доклады, сообщения, презентации по той или иной проблематике. Студенческая конференция даёт возможность обучающимся и преподавателям погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Данное мероприятие спо¬собствует привитию студентам умений и навыков, куль¬туры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает их общественную активность. Задача работы секции — привлечь внима¬ние как можно большего числа обучающихся к изучаемой учебной проблеме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и увлекательной, доступной для боль¬шинства студентов. Одним из основных результатов исследовательской работы студентов является бесценный опыт самостоятельной поисковой творческой и исследовательской деятельности учащихся. В секции могут принять участие студенты, которые не пишут исследовательские работы по данному направлению, но испытывают интерес к предмету. Как правило, мероприятие проводится в интерактивной форме, затрагивается страноведческая информация, обзор и критика мировых фильмов, музыки, литературы, раскрываются проблемы методики преподавания иностранного языка и пути их решения. В конце деятельности секции чаще всего устраивается занимательная викторина или игра по актуальным вопросам тематики.

Положения о целостности учебно-воспитательного процесса создают необходимые предпосылки для практического осуществления взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности студентов колледжа. Считаю, что внеурочная работа должна быть естественным продолжением системы занятий. Если на уроках иностранного языка и занятиях междисциплинарных курсов возникает атмосфера сотрудничества преподавателя и обучающихся, то, несомненно, всё это должно проявиться и в условиях внеурочной формы деятельности студентов.

Как отдельную форму внеурочной деятельности по английскому языку можно выделить работу кружка, под названием Клуб Интернациональной Дружбы.

Деятельность клуба направлена на развитие творческих способностей студентов, способствует воспитанию толерантности, патриотизма и интернационализма. Работа Клуба Интернациональной Дружбы строится на принципах добровольности, активности и интереса студентов. Современные условия развития общества определяются расширением связей нашей страны с другими государствами. Молодому человеку, вступающему в жизнь, необходимо хорошо знать условия жизни и развития, круг проблем, традиции, обычаи и реалии других стран. Поэтому в основе данной программы заложен принцип, направленный на раскрытие специфических черт образа жизни в различных странах, их культуры и истории, посредством получения информации из чтения соответствующих источников, просмотра фильмов и анализа информации и учебных материалов тематических сайтов. Для расширения кругозора и эрудиции учащихся в программе клуба заложена возможность активизировать умственную деятельность путем проведения различных соревнований, викторин, конкурсов и участия в коммуникационных проектах.

Самое главное правило для меня в работе звучит следующим образом: «Узнайте своих студентов». Ведь, знакомство со студентами — это больше, чем просто запоминание их имен. Студенты должны знать, что их преподаватель заинтересован в них и заботится о них и их успехе. Когда студенты чувствуют, что их ценят, это создает безопасную среду обучения и мотивирует их работать. Чтобы лучше узнать студентов, я стараюсь максимально привлечь их к внеурочной работе по иностранному языку. В этом мне помогает сотрудничество с коллегами отдела Иностранных языков в ГБУК ВО «Владимирская областная библиотека для детей и молодежи». Уже несколько лет наш колледж принимает активное участие в международном проекте «Владимир Интернациональный», а также в различных мероприятиях, конкурсах, встречах, акциях на базе библиотеки.

Кроме того, в период с 2015 по 2020 годы наш колледж сотрудничал с частным учреждением дополнительного образования Центром изучения иностранных языков «Шаг за шагом» города Владимира. Центр предоставлял уникальную возможность общения с иностранным гостем, волонтером по программе Европейского Союза - Эразмус Плюс, направленной на поддержку сотрудничества в области образования, профессионального обучения, молодежи и спорта на период с 2014 по 2020 г.

Волонтер программы, Микела Вигано, изучала русский язык, а также преподавала английский и испанский языки в Центре изучения иностранных языков «Step by Step». У меня была уникальная возможность провести практико-ориентированные занятия со студентами колледжа в рамках уроков английского языка и методики преподавания иностранного языка.

Опыт показывает, что при продуманном и органично спланированном взаимодействии урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку и методики преподавания возникают оптимальные условия для дифференциации и индивидуализации обучения, творческого и всестороннего развития студента.

Онлайн-олимпиады, дистанционные олимпиады – эффективный способ повышения образовательного уровня студентов, они мотивируют на проверку собственных знаний, и как следствие ведут к более углубленному и интенсивному изучению предмета, как у «сильных», так и «слабых» студентов, и чаще всего я предлагаю принять участие в данных мероприятиях «более слабым» обучающимся.

На занятиях английского языка я также стараюсь применить различные приемы, которые развивают и поддерживают мотивацию у студентов колледжа. Ни для кого не секрет, что использование на уроках музыки создает благоприятный эмоциональный климат. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые быстро улетучиваются из головы. Основные методические преимущества песен в обучении английскому языку следующие: песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения; песни способствуют совершенствованию навыков произношения; песни содействуют эстетическому воспитанию обучающихся.

Мною был подобран песенный материал для использования его на уроке английского языка с учетом возрастных особенностей обучающихся, готовностью студентов воспринимать песни, исполнение песен носителями языка, а также учетом эмоциональной стороны песни (позитивные, радостные).

Использование песенного материала имело разное место на уроках в зависимости от его типа. В основном, пение песни применялось в начале урока для эмоционального настроя студентов на работу, постепенной подготовке к осознанному восприятию материала и настрою на диалог на английском языке. Если же урок содержал в себе введение и закрепление сложного для первичного восприятия материала, то песня использовалась в конце урока после объяснения и закрепления материала для эмоциональной разрядки группы, а также возможности немного отдохнуть после пройденной темы и настроиться на следующие уроки с позитивными эмоциями.

Работа с песней проводилась по следующему алгоритму:

- представление песни от начала до конца в записи;

- проверка с помощью вопросов степень понимания текста песни;

- знакомство с содержанием текста и отработка их произношения в звуках по отдельности, соответствующих словах и предложениях;

- повторное прослушивание песни в звукозаписи;

- разучивание и запоминание текста;

- разучивание мелодии в процессе проигрывания песни и ее первоначального совместного исполнения;

- исполнение всей песни студентами.

Нельзя не остановиться и на другой практике повышения мотивации студентов к изучению английского языка. Применение творческих форм работы с студентами помогают раскрыть индивидуальные, личностные особенности учащихся, дают возможность самовыражения, пробуждают у обучающихся чувство ответственности к учебе. Чаще всего такие задания прослеживаются на занятиях курса методики преподавания иностранного языка, где студенты выполняют индивидуальные работы по теме: «Книга Английский алфавит», творческий проект по разговорной теме, составление кроссвордов, разработка интерактивных заданий на повторение изученного материала или мультимедийных презентаций к урокам и занятиям английского языка для учащихся младших классов или дошкольников. В данном виде работы я использую позитивную конкуренцию.

Кроме того, при работе со студентами я не забываю давать право выбора и возможность контроля над тем, что происходит в группе, так как это, по моему мнению, один из лучших способов сохранить их заинтересованность. Например, позволить студентам выбирать тип задания, которое они будут выполнять, данные действия могут дать им ощущение контроля, которое мотивирует их сделать больше.

Как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка, организовать речевое взаимодействие на уроке не всегда удается, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку.

Использование интерактивных методов предполагает:

• Диалоговое общение;

• Приобретение самостоятельно добытого знания и умения;

• Развитие критического мышления;

• Развитие умения решать проблемы;

• Формирование личностных качеств учащихся.

Приведу примеры некоторых интерактивных методов, которые я использую на занятиях английского языка и междисциплинарных курсов.

«Карусель». Как и многие интерактивные методы, «карусель» позаимствована из психологических тренингов. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно студенты, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ребята, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, разговор в общественном месте и т.д.

   «Комплимент» (в начале урока, цель - создание благоприятной атмосферы). Все участники встают в круг. Один из участников говорит комплимент. Высказывание может касаться личностных качеств, эмоций, действий.

- I like when you ….........

 -You have a nice smile./ -You are a good friend./- You are a good dancer. Etc.

«Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Преподаватель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

Пример. Ask four of your classmates if they have ever done these things. Fill in the table.

Have you ever................................?

Name Ride/an elephant Visit/Great Britain See/a kangaroo Make/a cake

Look at the table and say what your classmates have never done.

Пример. Ask four of your classmates what season is their favourite and why. Complete the table.

Name Season Reason

«Незаконченное предложение». Студентам предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью.

«Брейн-ринг» очень хорошо подходит для уроков-обобщения изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть абсолютно разнообразным, и охватывать такие разделы как лексика, грамматика, чтение, аудирование и письмо. Данный метод требует серьезной подготовительной работы.

 «Языковой Портфель» способствует демонстрации учащимися своих достижений. Можно предложить вести педагогическую «копилку», в которую студенты складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению английским языком: сочинения, творческие и проектные работы, рисунки с подписями на английском языке, грамматические таблицы, схемы, аппликации, поделки.

Jigsaw («ажурная пила»). Обучающиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Отчитывается по всей теме каждый студент в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе можно предложить студентам выполнить тест. Результаты суммируются и выставляется оценка всей группе, либо называется лучшая группа. Использование данного приема возможно при работе с лексикой, грамматикой или с учебным текстом.

«Интервью». Данный приём использую при изучении темы «Famous people». Студент готовит информацию о какой-либо известной личности, остальные - задают вопросы.

T. Dear students, today we have an unusual guest. Meet …........... Would you like to ask him(her) any questions?

S1 – What's your hobby? S2- Is it your first visit to Russia? etc.

«Синквейн» как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной представляется парная организация работы. Каждой паре дается время для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста. Правила написания синквейна:

1. Первая строка - одним словом обозначается тема (имя сущ-ное).

2. Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).

3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).

5. Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример. Тема «The Tower of London»

1) The Tower of London

2) ancient, historical

3) take place, take part in, take care of

4) It has a cruel history

5) a fortress

   «Ролевая игра» – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях.

    Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на занятиях иностранного языка способствует положительным изменениям в речи студентов.

Составление «ментальной карты». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные общей проблемой.

Методы информационно-коммуникационных технологий также основной инструмент при проведении занятий английского языка и методики преподавания иностранного языка. Для осуществления данного метода неотъемлемой частью является применение современных средств обучения, имеющиеся в колледже, а именно: мультимедийные презентации, интерактивная доска, документ-камера, система голосования.

С 2023 года в колледже активно реализуется дополнительное образование для детей и взрослых, и это также уникальная возможность привлечь студентов к занятиям иностранного языка во внеурочное время. Мною была разработана дополнительная общеобразовательная программа по английскому языку «Разговорный английский», которая предполагает:

- практику разговорного английского языка;

- отработку грамматического материала;

- изучение новых лексических единиц.

Хотелось бы поделиться опытом проведения данных занятий. В своей работе были использованы аутентичные материалы, которые безусловно вызывают интерес у студентов и повышают мотивацию к изучению английского языка, т.к. после окончания школы многим учащимся хочется изменить систему образования и поменять учебники, в частности. В данных пособиях представлены жизненные темы для обсуждения, интересные задания на формирование лексического навыка, грамотно структурированный грамматический материал, разнообразие фонетических упражнений. В конце каждого занятия программы большое внимание уделяется проведению различных игр. В ходе игровой деятельности студенты раскрепощаются, что помогает сплотить учащихся между собой, так как многие из них не знали друг друга ранее, ввиду того, что обучаются в разных группах колледжа.


Файлы:

Технология опыта.docx

Результативность:

Результативность

Нельзя не отметить, что количество студентов, кто связывает свою научно-исследовательскую деятельность с иностранным языком растет, несмотря на то, что в колледже отсутствует специальность «Учитель английского языка».

 Анализ статистики прохождения студентами государственной итоговой аттестации в форме защиты дипломных работ в области изучения междисциплинарного курса МДК 01.11 «Методика преподавания иностранного языка с практикумом» и МДК 02.07 «Теоретические и методические основы организации речевой деятельности дошкольников на иностранном языке» под моим научным руководством показывает следующие результаты:

2022-2023 учебный год

Ф.И.О. студента Тема дипломной работы Отметка

Маулина П.А. «Использование приемов здоровьесбережения на уроках английского языка в начальных классах» Отлично

Быкова Ю.С. «Использование лингвострановедческого материала при организации занятий по английскому языку с детьми среднего дошкольного возраста в рамках кружковой работы» Отлично

Цыганова А.Ю. «Использование дидактических игр при формировании лексических навыков на занятиях английского языка у дошкольников в рамках кружковой работы» Отлично

Шамина Т.И. «Применение видеоматериалов на занятиях по английскому языку у детей старшего дошкольного возраста в рамках кружковой работы» Отлично

2023-2024 учебный год

Ф.И.О. студента Тема дипломной работы Отметка

Ермакова Д.Р. Песня как средство повышения мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста Отлично

Володина К.Р. «Организация занятий по английскому языку с детьми старшего дошкольного возраста по формированию произношения в рамках кружковой работы» Отлично

В рамках внеурочной деятельности с целью повышения мотивации к изучению английского языка, в 2023 и в 2024 году моя педагогическая деятельность была отмечена благодарностью за качественную подготовку вокальной группы студентов ГБПОУ ВО «Владимирский педагогический колледж», которая получила призовые места в Международном литературно-музыкальном фестивале на иностранных языках «Международный язык поэзии», проходившего на базе ГБПОУ ВО «Муромский педагогический колледж».

В 2023 году дипломом (2-ое место) в международном литературного-музыкальном фестивале «Международный язык поэзии». Номинация: Сценическое декларирование стихотворения» была награждена студентка колледжа, Кочешкова Валерия, с которой я вела плодотворную подготовительную работу. Нельзя не отметить, что эта студентка закончила колледж «на отлично» и продолжила обучение по педагогической специальности. Сейчас Валерия очно обучается в ФГБОУВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» на факультете иностранных языков.

Кроме того, в 2024 году под моим руководством студентка колледжа, Шушкина Кира, принимала участие в региональной олимпиаде по английскому языку «EUROLINGUA» и заняла 2 место.

Если остановиться на учебном процессе в колледже, а именно использованию различных способов повышения мотивации студентов колледжа к изучению английского языка, то отдельно хотелось бы выделить результативность использования песенного материала для усвоения и расширения лексического запаса, грамматических структур и совершенствования навыков произношения. Проверить на практике действительно ли данная деятельность эффективна, а не просто является развлечением для студентов, я провела педагогический эксперимент, включающий в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В данной работе я использовала прием А.К. Марковой «Неоконченное предложение», разработанное мною анкетирование, которое показывает отношение к пению песен на занятиях, а также методику, предложенную М.Р. Гинзбургом, в которой выделяется пять уровней учебной мотивации: от I - очень высокого до V- низкого уровня мотивации.

Результаты оказались следующими: показатели, которые мы видим на констатирующем этапе были меньше, нежели мы их наблюдаем после эффективной и систематической работы над песенным материалом во время формирующего этапа. Следовательно, можно сделать вывод, что уровень мотивации к изучению английского языка посредством песенного материала повышается, так как мы видим переход от 3 среднего уровня ко 2- высокому и 1ому – очень высокому уровням мотивации.

 Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, с уверенностью могу утверждать о повышении уровня учебной мотивации студентов к английскому языку. Нельзя не отметить то, что эта эффективная работа была проведена с использованием песен на уроках.

 Проводя анализ результативности проделанной работы, можно сделать вывод, что использование различных практик повышения мотивации студентов Владимирского педагогического колледжа к изучению английского языка способствует эффективному усвоению учебного материала по дисциплинам, интеграции урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку, где участие студентов возрастает с каждым годом.


Файлы:

Результативность опыта.docx

Методические разработки:

(нет)

Файлы:

Ссылки на методические разработки.docx

Список использованных источников:

1 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

 3 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

 4 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» С изменениями и дополнениями от: 22 февраля, 30 марта, 26 апреля, 11 сентября, 4 октября 2018 г., 22 января, 29 марта 2019 г.

https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/

5 Веренинова, Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению / Ж.Б. Веренинова // Иностранные языки в школе. – 2019. - № 6. – С. 45-50.

6 Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ-ГЛОССА, 2016. – 156 c.

          7 Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб // Социологические исследования.- 2019.-№2.- С. 122–127.

8 Зайцева, М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения [Текст] / М.В. Зайцева. - М.: Первое сентября, 2022. – 23 с.

9 Леви, В. Вопросы психобиологии музыки. / В. Леви // Советская музыка. – 2020. - № 8. – 41 с.

10 Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранного языка [Текст] / М.В. Ляховицкий. – М.: Высшая школа, 2022. – 159 c.

11 Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу. – М.: Харпер, 2023. – 411 с.

12 Мильруд, Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка / Р. П. Мильруд. // Иностранные языки в школе. – 2019. – №6. – С. 3-8.

13 Симонов П. В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. — М.: Наука, 2019. - 216 с.

14 Щукин, А.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2019. – 416 c.

 15 Brown H. Principles of language learning and teaching – Pearson ESL, 2019. – 352 p.


Файлы:



Комментарии


Комментариев пока нет