Русский язык
Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют задуматься над проблемой усилия социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии. Число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив , их количество увеличивается.
Нарушение познавательной деятельности при умственной отсталости отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка.Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых учащихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников специальной школы.
Актуальность проблемы формирования словарного запаса с раннего возраста определяется важностью общения в жизни людей. Появление первых слов у ребенка, а также дальнейшее развитие словаря ребенка - один из важнейших показателей благополучного развития ребенка. Другая картина наблюдается при умственной отсталости. Наряду с другими нарушениями умственно отсталых детей значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи, в частности, бедный словарный запас, который с самого начала развивается аномально. Дети с умственной отсталостью испытывают значительные трудности при формировании общения, речи, двигательных функций, игровой, учебной деятельности. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а, следовательно, и не способствует формированию коммуникативных умений. Проблема социализации и повышения эффективности обучения таких детей, овладение ими коммуникативными умениями является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и психологии, поскольку коммуникация, являясь частью общения, возникает и развивается в процессе общения. И тем самым актуальность изучения словарного запаса детей с недостатками развития является на современном этапе еще более значимой.
Сегодня принято выделять четыре основные задачи по развитию словарного запаса:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми, поэтому нужно каждое новое слово провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.
2. Уточнение и закрепление словаря – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.
3. Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах.
4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные), употребляемых детьми, исправление ошибочных ударений и произношений.
Для коррекционного воздействия важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств и отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.
Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.
Своевременное развитие речевой функции - важнейшая предпосылка для психического развития и адаптации детей в обществе на всех этапах его развития.
Практическая значимость опыта
В педагогической практике большие усилия прилагаются для расширения словарного запаса детей, на обучение составлению фраз по картинкам, умению отвечать на простые вопросы. И хотя дети запоминают речевой материал, они почти не используют его в собственной активной речи. Это говорит о том, что знания, накопленные в памяти ребёнка, в малой степени становятся средством общения. Другими словами, на уроках с детьми неэффективно используется практическая деятельность, особо значимая для их продвижения в плане речевого и общего развития, и именно в тех случаях, когда действия ребёнка опосредуется словом.
Формирование словарного запаса способствует развитию следующих компетенций:
• Коммуникативных. Умение выражать свои мысли и понимать других.
• Социальных. Навыки работы в группе, взаимодействия с разными людьми.
• Эмоциональных. Способность выражать чувства и понимать эмоциональное состояние собеседника.
Для работы с обучающимися с ОВЗ применяются следующие методики:
• Игровые технологии. Использование ролевых игр, где дети разучивают слова и фразы в контексте.
• Коррекционно-развивающие занятия. Работа с логопедом, включающая упражнения на артикуляцию и расширение лексики.
• Мультимедийные средства. Использование визуальных и аудиоматериалов для обучения новым словам.
• Индивидуальный подход. Учебные задания адаптируются с учётом особенностей каждого ребёнка.
Именно предметно- практическая деятельность предоставляет более широкие возможности ребёнку обобщить свои действия в речи, усвоить значение слов,правила их сочетания и использования.
Практическая значимость опыта в том, что он продумывает различные формы организации учебной деятельности учащихся, а также наиболее эффективные приёмы практической работы. Педагоги могут использовать в своей методической копилке практику создания мини-словаря, буклета, рабочей тетради, которые будут способствовать активизации словарного запаса обучающихся коррекционной школы.
Ведущая педагогическая идея
Особую категорию детей с ОВЗ представляют дети с интеллектуальной недостаточностью. Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в коммуникации, обуславливая тем самым качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности , ограниченности, примитивности словаря (В.Г.Петрова). Поскольку базисом речевой организации человека является словарный запас, то различные недостатки его функционирования значительно затрудняют процесс коммуникации и социальной адаптации. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с нарушением интеллекта ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводит к дефицитарности социально- бытовой ориентировки ( В.В.Воронкова, Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Я.Рубинштейн, О.Н.Усанова и др.)
Особенности словарного запаса у детей с интеллектуальной недостаточностью привлекли внимание многих авторов (Н.В.Павлова, Л.Г.Парамонова, А.И.Дмитриева, Р.И.Лалаева и др.), которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря.
Современные образовательные технологии открывают прекрасные возможности для развития устной и письменной речи учащихся, способствуют эффективной коррекционной работе по обучению чтению и письму, развитию связной речи и обогащению словарного запаса учащихся с ограниченными возможностями развития.
Таким образом, ведущая идея педагогического опыта – систематическое применение различных методов и приёмов, использование современных образовательных технологий обучения на уроках русского языка и чтения способствует развитию и обогащению словарного запаса обучающихся с интеллектуальными нарушениями, помогает формированию коммуникативных навыков, позволяет выйти на диалог с одноклассниками, с учителем, знакомит с новыми словами, которые постепенно становятся частью активного словарного запаса ребёнка.
Теоретическая значимость опыта
Теоретическую основу опыта составляют исследования известных учёных в области педагогики, а также коррекционной педагогики.
Исследования психологов и физиологов Л.С. Выготского и М.Ф. Гнездилова показали, что слово тесно связано со всеми проявлениями психики человека. Особенности словарного запаса привлекали внимание ученых В.Г. Петрова, Г.И. Данилкина, Н.В. Тарасенко, Г.М. Дульнева, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности ребенка оказывают сильное влияние на формирование пассивного и активного словаря учащихся. Дефект в интеллектуальной сфере обучающихся коррекционной школы не только серьезно замедляет процесс их речевого развития, но и отрицательно сказывается на его качественной стороне. Для данной категории детей характерны более поздние сроки появления речи, нарушения и своеобразное развитие всех сторон речевой деятельности. При этом расстройства речи у школьников характеризуются стойкостью, она с большим трудом поддаётся коррекции, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы (М.Ф. Гнездилов; М.С. Певзнер; М. Зееман; В.Г. Петрова).
В специальной литературе достаточно подробно освещены такие особенности учащихся с нарушенным интеллектом, как ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов разной грамматической природы (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Р.К Луцкина, А.Р. Маллер, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова, М.С.Соловьева, Н.В. Тарасенко, Ж.И. Шиф, М.П. Феофанов). Проанализировано использование слов различных тематических групп (З.Д. Будаева, В.В.Воронкова, Г.И. Данилкина, Т.Н.Иванова, Н.В. Тарасенко, Т.К.Ульянова, Ж.И. Шиф). Исследователями отмечается патологический разрыв между активным и пассивным словарем умственно отсталых детей (А.К.Аксенова, Г.М. Дульнев, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова).
Содержание работы по развитию речи учащихся коррекционной школы складывается из обучения нормам литературного языка, систематической работы по обогащению словаря и грамматического строя речи, развитию диалогической и монологической речи. Обогащение словарного запаса детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных направлений развития речи.
М.М.Алексеева отмечает, что в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, таким образом, происходит развитие словаря обучающегося, ну а точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития уже связной речи.
Особенности развития словаря у обучающихся с нарушением интеллекта исследовали следующие учёные, педагоги и психологи: Л.И.Дмитриева, Г.М.Дульнев, А.Г.Зикеев, В.Г.Петрова и др. На основе данных исследований выделили основные характеристики словаря обучающихся с умственной отсталостью.
Таким образом, развитие словарного запаса отражается на всём психическом развитии ученика и его личности в целом. По мере обучения словарь обучающихся с умственной отсталостью существенно обогащается, происходит уточнение знаний уже известных слов, представлений и понятий о предметах и явлениях окружающей действительности. В итоге у обучающихся совершенствуются развитие психических процессов, развитие коммуникабельности и личностных качеств.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным и содержательным решение важнейших коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую и систематическую работу над значением таких важнейших языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся, подготовка их к посильному участию в производственном труде и общественной жизни. Ключевая роль в этом процессе принадлежит развитию коммуникативной функции речи.
Как отмечают педагоги-дефектологи и психологи, занимавшиеся изучением речи школьников с нарушением интеллекта: А. К. Аксенова, Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Л. В. Занков, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина у детей с умственной отсталостью речевое развитие по сравнению с нормально развивающимися сверстниками значительно отстает, а коммуникативные нарушения проявляются очень рано, уже с первого года жизни. Эти нарушения, связанные с органическим поражением головного мозга, в дальнейшем проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, а также аномального психического и интеллектуального развития ребенка в целом.
Несформированность словарного запаса отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности и поведении умственно отсталых детей, затрудняют общение ребёнка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к речевой замкнутости, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов.
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют основные цели и задачи, которые стоят перед современным образованием. Приоритетной целью образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить цели, предусматривать пути их реализации, самостоятельно искать необходимую информацию, оценивать свои успехи, то есть формировать умение учиться.
Из основных видов речи для умственно отсталого ребенка наиболее доступна речь диалогическая, разговорно-бытовая, ситуативная. Переход от диалогической к монологической речи дается умственно отсталым с большим трудом. Разговаривая между собой, ребята не стремятся сделать свою речь понятной для собеседника, часто прерывают общение, перестают слушать, забывают, о чем с ними говорили, не умеют актуализировать имеющиеся знания.
К старшим классам словарный запас школьников значительно обогащается. Этому способствует специальное обучение, расширение жизненного опыта, общение со взрослыми и детьми и др. Однако дефицит слов, определяющих свойства человеческой личности, сохраняется, а используемые предложения остаются преимущественно простыми и по своему построению не всегда соответствуют общепринятым нормам.
В процессе их социализации специалисты фиксируют у них неумение самостоятельно налаживать и поддерживать контакты с разными людьми. Это обуславливает наличие неадекватных коммуникативных реакций, неспособность осознать характер своих отношений с окружающими людьми.
Таким образом, речь с богатым словарным запасом, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи, в частности, словарного запаса, у таких детей являются одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.
Технология опыта
Современная специальная школа призвана обеспечить развитие учащихся и подготовку их к практической деятельности. Эта важная задача решается через реализацию основных направлений работы по социальной адаптации. Под направлением работы мы понимаем реализуемые в школе комплексы мероприятий, направленные на преодоление недостатков психофизического развития и подготовку детей к самостоятельной деятельности.
Традиционная организация обучения не даёт учителю возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащегося, сложно добиваться эффективного контроля, создавать условия для самостоятельной работы, саморазвития и самореализации школьников.
Словарная работа – это фундамент всей работы по развитию речи. Не располагая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложение, выразить свою мысль. Работа со словом должна вестись регулярно. Известный ученый-методист А.В. Текучев писал: «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка».
Для обогащения словарного запаса учитель постоянно вводит в употребление новые слова. Но мало только дать новое слово учащимся. Нужно еще ввести его в активный словарь. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, письмах, диалогах и т.д. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. М.Р. Львов выделял следующие способы толкования слов:
наглядный
контекстуальный
способ подстановки синонимов
подбор антонимов
развернутое описание
анализ словообразования
В работе с умственно отсталыми детьми наиболее продуктивным является использование наглядных средств: показ соответствующих предметов, их действий и признаков, активное наблюдение за ними. Рисунок, иллюстрация на слайде помогают учащимся усвоить значение слова. Например, ботфорты – высокие сапоги, малахай – меховая шапка. Ребенок при всем желании не сможет представить данные предметы. Здесь без наглядности не обойтись.
В случае если наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.
Для объяснения имен существительных и имен прилагательных следует показывать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные.
Можно использовать в своей работе множество заданий, например:
Разбор слова по составу способствует осознанию морфологической структуры слова. При выполнении заданий учащиеся учатся пониматься смысл каждой морфемы в слове. Когда учащийся выделяет в слове корень он учиться понимать основное значение слова. Найти корень значит
найти главный внутренний смысл слова.
Подбор однокоренных слов. Образование слов с непроверяемыми гласными написанием новых слов, при помощи приставок и суффиксов также помогает избежать ошибок в написании слов. Кроме того, этот прием существенно расширяет словарный запас ребенка. Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.
Например:
1.Записать пары слов и разобрать их по составу. Сравнить. Чем похожи? Чем различаются?Какие орфограммы в словах нужно запомнить?
Металл- металлист, железо-железка.
Составить предложения с данными словами.
2.Познакомиться со словом и его значением.
Результат- конечный итог, ради которого выполняется какое-либо действие
-Указать орфограмму, которую следует запомнить. Составить словосочетания.
-Прочитать текст. Как понимаете смысл выражения «сухой результат»
Генка был уверен, что в матче команду девочек ждёт полный разгром. Но девочки дружной игрой уже добились сухого результата – 3:0!
3.Подбери однокоренные слова к словам из словаря.
Библиотека- внимательный …, книга … .
Физкультура- отличный …, зал … .
Ягода – пирог …, маленькая … .
Игровые технологии на уроке — это методы обучения, основанные на использовании игровых элементов, механик и сценариев в образовательном процессе. Они позволяют создать интерактивную и увлекательную обстановку, в которой учащиеся активно взаимодействуют с учебным материалом, развивая навыки, решая задачи и применяя полученные знания на практике. Игровые технологии на уроке способствуют повышению мотивации и вовлеченности учащихся, а также облегчают усвоение сложных концепций за счет интересного и запоминающегося формата обучения.
Преимущества применения игровой деятельности на уроках образования охватывают широкий спектр аспектов, от повышения мотивации и вовлеченности учеников до развития ключевых навыков и улучшения результатов обучения.
Во-первых, на занятиях способствует улучшению мотивации учащихся. Игры
обладают встроенной стимуляцией и вызывают интерес, что мотивирует учеников активно участвовать в уроке и стремиться к достижению целей. Этот аспект особенно важен в контексте современного образования, где важно поддерживать интерес и мотивацию школьников к учебному процессу.
Во-вторых, способствуют повышению уровня вовлеченности школьников. Подходы, основанные на играх, создают среду, которая стимулирует активное участие и взаимодействие со стороны школьников. Учащиеся часто чувствуют себя более уверенно и комфортно в развлекательной среде, что способствует более глубокому и эффективному усвоению материала.
Кроме того, игры на занятиях помогают развивать широкий спектр навыков учащихся. В процессе игры дети учатся решать проблемы, развивать стратегическое мышление, улучшать коммуникативные и коллективные навыки, а также осваивать новые концепции через практическое применение знаний. Этот аспект особенно важен, так как он поддерживает разностороннее развитие личности ребёнка. Не менее важно отметить, что развлекательная деятельность способствует формированию позитивного эмоционального опыта обучения. Учащиеся воспринимают уроки как увлекательные и интересные, что создает благоприятную атмосферу и
помогает снизить стресс и тревожность, которые могут сопутствовать учебному процессу.
Занимательный материал не перестаёт воздействовать на развитие ребёнка в учебном процессе. Форма занимательных упражнений может быть разнообразной: кроссворд, чайнворд, викторины, загадки, ребусы. Они позволяют формировать абстрактное мышление, корригировать интеллектуальное недоразвитие.
1.- Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел. Какие это слова?
1-е слово: 6, 1, 9, 3, 2, 4, 8 (пациент)
2-е слово: 5, 6, 2, 7, 1, 9, 3, 10 (операция)
Каждому числу соответствует определенная буква.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А Е И Н О П Р Т Ц Я
2.Ребусы:
3.Загадки
У конька – у горбунка Где встречается такое, Не вода и не суша,
Деревянные бока. Что земля над головою На лодке не уплывёшь
У него из –под копыт (Метро) И ногами не пройдёшь
Стружка белая летит. (Болото)
(Рубанок)
В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем русского языка используем следующие задания:
- Вставьте в слова пропущенные буквы и из них составьте новое слово из «Словаря»
(антракт)
охр.нять, сол.це, радос.ный, пе.рон, зн.чение, галсту., жу.кий
На уроке можно использовать вопросы, где ответом являются словарные слова:
Дорога, покрытая асфальтом … (шоссе)
Те , кто живёт рядом … (соседи)
Засушенные растения … (гербарий)
Игра «Третий лишний» (5 класс) при изучении темы «Однокоренные слова»
- Исключить в каждом ряду лишнее слово. Объяснить значение каждого слова.
Граница, рубеж, пограничник.
Сторож, охранник, охранять.
Викторины — это игровая форма, представляющая собой серию вопросов, на которые участники должны дать правильные ответы. Этот вид игровой технологии активно используется в образовании для проверки знаний, повторения материала, мотивации учеников и стимулирования активности в учебном процессе.
Таким образом, преимущества применения развлекательных методов на уроках образования являются многогранными и охватывают как психологические, так и педагогические аспекты обучения. Этот подход не только делает учебный процесс более интересным и привлекательным для воспитанников, но и способствует их глубокому и всестороннему развитию.
Работа со словарными словами проводится при изучении различных программных тем.
В 5 классе при изучении темы “Имя существительное” предлагаются следующие задания со словарными словами:
1. Выписать из словарика пять - шесть слов - имен существительных.
2. Из группы существительных выписать в три столбика слова мужского, женского и среднего рода.
3. Записать рядом с существительными мужского рода парные существительные женского рода:
пассажир – пассажирка
партизан – партизанка
сосед – соседка
хозяин – хозяйка
мужчина – женщина
4. Поставить существительные во множественном числе.
5. Выписать из словарика заданное количество существительных, определить их склонение.
6. Указать падеж существительных в сочетании слов, например таких:
уверенность в победе, вера в победу, езда в автомобиле, езда по шоссе.
7. Просклонять словарные слова – существительные 1, 2, 3 склонения.
В 6 классе при изучении темы “Имя прилагательное” словарные слова используются в следующих заданиях:
1. От слов: партизан, фанера, смородина, ремонт, календарь, шоколад образовать прилагательные.
2. Поставить словосочетания в нужном падеже:
пассажирский вагон – в р.п.
интересный собеседник – в п.п.
прекрасный день – в т.п.
3. Просклонять словарные слова – имена прилагательные.
В 8 классе при изучении темы “Глагол” можно использовать такие задания:
1. Выписать из словарика глаголы, проспрягать их.
2. Образовать глаголы от существительных, например:
швея – шить,
мастер – мастерить,
продавец – продавать,
телеграф – телеграфировать.
Необходимо использовать орфографический словарь при обучении правописанию. Стоит отметить, что нужно использовать не только маленький орфографический словарь, который находится в конце учебника, но и специальные издания для школьников. Важно уделять особое внимание работе со словарем. Каждый ученик должен уметь ориентироваться в его содержании, знать принципы построения и лексический состав.
При работе со словарем эффективны следующие виды упражнений:
а) Устный поиск в словаре слов, который называет учитель. При этом ученики самостоятельно должны научиться находить в слове «опасное» при письме место.
Б) Большой популярностью пользуются упражнения, где необходимо выписать из словаря слова по определенным смысловым, грамматическим и прочим признакам (например, слова по теме «мебель», «вежливые слова»; части речи: прилагательные, наречия; имена существительные I склонения.
в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Когда ученики работают с данным видом упражнений, они учатся акцентировать внимание на пропущенных местах, а также обращение к словарю помогает закрепить правильный зрительный образ слова.
Чтобы более эффективно обогащать и расширять активный словарь обучающихся возможны проведения наблюдений, экскурсий, предметных уроков. Именно на этих мероприятиях слово тесно соотносится с понятием, легко запоминается и затем сознательно употребляется в свободной речи обучающихся.
Одним из эффективных средств развития словарного запаса обучающихся является дидактическая игра. Дидактические игры способствуют: развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать выводы,учиться оценивать себя самостоятельно; пополнению и активизации словаря; социализации детей с интеллектуальной недостаточностью : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Например:
Игра «Кто больше?»
Предложить вспомнить, как можно больше однокоренных слов к слову желтый, обозначающих предмет - желток, желтизна, желтуха. Признак предмета - жѐлтый, жѐлтенький. Действие предмета: желтеть, пожелтел, будет желтеть, желтеет.
Многозначные слова.
Иногда мы одним и тем - же словом называем разные предметы. Например, лук - овощное растение, лук - оружие.
Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, игла у хвойных деревьев, игла у ежа). Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок, гладит, бежит, летит, несется, румяный, дорогой, крепкий, свежий.
Игра «Склеенные предложения».
Отдели слова в предложении и предложения друг от друга.
Б Ы Л А З И М А М О Р О З Щ И П А Л Щ Е К И П О Т О М С Т А Л О Т Е П Л О В Ы П А Л О М Н О Г О С Н Е Г А А Д Е Т И С Л Е П И Л И С Н Е Г У Р О Ч К У О Т С Н Е Г А Р У К И О З Я Б Л И З А Т О С Н Е Г У Р О Ч К А В Ы Ш Л А Х О Р О Ш А
Игра «Пара к паре»
Ход игры: играющим предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть - целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.
Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба). Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша).
Часы — время, градусник — (кровать, температура, окно). Машина — мотор, лодка — (парус, вода, палуба).
Добиваться высокого уровня эффективности уроков позволяют информационные ресурсы. Использование ИКТ позволяет обучающимся лучше воспринимать материал, узнавать много новой информации, проверять свои знания и умения.
Результативность
Наблюдение за динамикой учебно-познавательной деятельности школьников и развитием каждого ребёнка даёт возможность составить целостное представление о результатах работы учителя. Применяла систему оценивания контрольно – измерительными материалами в форме тестовых заданий. Для оценки знаний по конкретной теме ученикам предлагается выполнить разные формы тестовых заданий.
В результате реализации коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование активного словаря у обучающихся на уроках русского языка в старших классах показатели на контрольном этапе улучшились, но в разной степени.У них постепенно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура и значение, закрепляются связи. Это эффективно не только в плане формирования и обогащения словарного запаса детей, но и позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов.
Диагностика проводилась на протяжении трех лет в начале учебного года и в конце учебного года.Участие принимали обучающиеся 5-9 классов.
Качественный анализ начальных результатов показал, что у 40% выявлен низкий уровень развития словаря, у 20% - средний уровень и у 40% - уровень ниже среднего. Высокого уровня развития словаря не было определено ни у кого из детей.
По результатам проведения итоговых результатов , что у 20% детей выявлен низкий уровень развития словаря, у 50% - средний уровень и у 30% - уровень ниже среднего. Высокого уровня развития словаря не было определено ни у кого из детей.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют об эффективности описываемой работы. Целенаправленная и систематическая работа по пополнению словарного запаса способствует обогащению активного словарного запаса обучающихся с интеллектуальными нарушениями, развитию их коммуникативных навыков, способствующих социализации и адаптации в дальнейшей жизни.
Литература
1.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе.-М.,2002
2.Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушением интеллекта.- М.2011
3.Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе.-М.,1986
4.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А.Леонтьев.- 6-е изд. – М.;Красанд.2010.- 216с.
5.Павлова Н.В.Обогащение словарного запаса умственно отсталых учащихся лексикой с качественным значением// Коррекционная педагогика,2004№2(4) – С.27-38.
6.Лалаева Р.И.Нарушение устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л.,1988.
7. Петрова В.Г. Речь умственно отсталых школьников [Текст]: в сб.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ. - М.: Просвещение, 2007. – С. 87-89.
8. Парамонова Л. Г. Нарушения речи у учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции [Текст] // Обучение во вспомогательной школе. — М.: МГПУ, 1999 – 213 с.
9. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности [Текст] - СПб: П-2, 2006. – 189 с.
10. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Под редакцией Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
11. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]
/ М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академический Проект, 2000.
12. Аксѐнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. - М, 1991.