Развитие креативного и критического мышления на уроках литературы через универсальный приём 'фантастическая добавка'

Сомова Светлана Алексеевна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ «Энтузиастская школа им. В.И.Шибанкова"

Информация о педагогическом опыте

Тема опыта*:

Развитие креативного и критического мышления на уроках литературы через универсальный приём 'фантастическая добавка'

Совместная работа с:

Образовательная организация*:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Энтузиастская школа имени Героя Советского Союза В.И.Шибанкова"

Тип образования:

общее

Уровень образования:

Рубрика:

  • Другое

Предмет:

  • Литература

Направление:

Направление:

Профиль:

Цикл:

Предмет:

литература

С применением ДОТ и/или электронного обучения
С использованием цифровых технологий
Опыт пилотной площадки
Опыт региональной инновационной площадки (РИП)
Центр «Точка роста»
Технопарк «Кванториум»
«IT-куб»

Актуальность и практическая значимость опыта:

Происходящие в обществе изменения создали предпосылки для обновления всей системы образования, что находят свое отражение в разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал.

Исследования показывают: дети продолжают читать, но сами читательские практики не несут художественной основы, а отсюда – неправильное формирование жизненной позиции школьника. Подаваемые социальными сетями, Интернетом, играми, даже некоторыми аудиокнигами сведения о различных жизненных ситуациях сильно упрощаются. В кино и играх – спецэффекты, в аудио - звуковые направляющие, в мессенджерах – быстрота сменяемости информации. Чтобы школьнику ориентироваться в области художественной литературы, применять знания на практике и нужен приём на уроке «фантастическая добавка», который включает в себя развитие мыслительной деятельности, развивает умение беглого чтения, направляет на правильный выбор воспитательного потенциала. При этом чтение остается одной из эффективных сфер, которая приучает школьников к умственной деятельности, позволяет работать на опережение. Учитель литературы выступает здесь в роли навигатора ученика, призывая его с охотой читать, чаще обращаться к художественной словесности, при необходимости заинтересовать книгой, тем самым активизировать читательский интерес, чтобы развивалось критическое и креативное мышление.

В этом заключается практическая значимость опыта, на это направлен приём «фантастическая добавка»: в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения и обращение к книге как воспитательной необходимости.


Ведущая педагогическая идея:

Повышение мотивации к самостоятельному чтению без принуждения. Сформированные навыки эффективного чтения, умение работать с информацией станут залогом успешного обучения и развития личности - это ведущая педагогическая идея приёма "фантастическая добавка". Здесь педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию, самовоспитанию. У школьника происходит развитие мыслительных навыков, необходимых для учёбы и в обычной жизни, повышается его познавательная активность. Это необходимо выпускнику школы для успешной сдачи устного собеседования, где развитие речи играет важную роль. Также является выходом на письменный ОГЭ для успешного написания сочинений части 13. Приём "фантастическая добавка" направляет школьников на участие в творческих конкурсах, олимпиадах, викторинах, способствуя развитию креативного и критического мышления.

Теоретическая база опыта:

Существуют 6 видов функциональной грамотности по ФГОС: читательская грамотность, математическая, естественнонаучная, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление как способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое.

    Учёные, работающие над определением «функциональная грамотность», считают её ядром усвоения содержания образования, которое содействует прогрессу жизни и собственному развитию. О креативном мышлении впервые заговорили как о «типе мышления, идущим в различных направлениях» в работах Френсиса Гальтона (Galton, 1879, 1883). Он считал, что умственные способности, подобно физическим характеристикам, являются врожденными. К началу XX века исследованиями креативности занимались многие авторы и целые научные школы. Эдуард Тулуз изучает различные аспекты (восприятие, память, мышление, личностные особенности). Альфред Бине проводит исследования отдельных случаев в области литературного творчества и рассматривает творческое мышление на основе ассоциаций как часть интеллекта. Чарльз Спирмен (Spearman, 1931) в своей книге о творческом разуме выдвигает предположение, что в основе креативности лежит интеллектуальная способность формировать связи между различными идеями (находить между ними соответствие или сходство). Фрейд (Freud, 1908/1959) предположил что креативность вытекает из противоречий между сознанием и неосознаваемыми побуждениями. Крис (Kris, 1952) и Куби (Kubie, 1958) разработали психодинамический подход к креативности. Рибо (Ribot, 1900) в ряде работ рассматривает роль интеллекта, эмоций и бессознательного в творческом мышлении, а также прослеживает ход его развития и различные формы его проявления — литературную, научную, предпринимательскую. Кокс (Сох, 1926) показала, что высокий интеллект (средний IQ исследованных людей был равен 154) в сочетании с мотивацией и определенными чертами характера является важным фактором, определяющим уровень креативности. Уоллес (Wallas, 1926) открыл новое направление, состоящее из четырех этапов: умственная подготовка (поиск информации), фаза инкубации, фаза озарения (когда творческая идея входит в сознание) и фаза проверки возникшей идеи. В традициях гештальт-психологии Вертгеймер (Wertheimer, 1945) предположил, что процесс творчества заключается в формировании интегрированных единиц мышления, представляющих «хорошие формы».

        Далее при Джое Пол Гилфорде — американском психологе, профессоре, лидере психометрического направления в исследованиях мышления и личности. В 1959 году он предложил модель структуры интеллекта в виде трёхмерной матрицы («куб Гилфорда»). Согласно ей, интеллект представляет собой сложную систему, включающую 120 различных способностей. Он выдвинул гипотезу о том, что для проявления творчества требуется определённый набор интеллектуальных способностей: умение выявлять проблемы, анализировать, синтезировать и оценивать информацию, а также гибкость мышления и готовность к его изменению. На основе идей Гилфорда Э.П. Торренс – американский психолог в 1966 году разработал авторские тесты для диагностики креативного мышления. Он определял креативное мышление как способность генерировать новые идеи, создавать нестандартные решения и приходить к оригинальным выводам. А. Осборн - американский учёный, профессор – и С.Дж. Парнес – основатель CEF – разработали методы стимулирования креативности, среди которых «мозговой штурм» и метод «решение творческих задач». В 1980-х и 1990-х годах М. Боден, Е. Смит, Р. Финке и Р. Вейсберг начали проводить эксперименты и моделировать ментальные процессы, лежащие в основе креативности. В своих исследованиях они пришли к выводу, что креативность может быть объяснена обычными умственными познавательными процессами. Д.К. Саймонтон – заслуженный профессор психологии в Калифорнийском университете в Дэвисе – выявил, что определённые характеристики социума могут влиять на развитие креативности членов этого общества в определённый исторический период.

       Я.А. Пономарёв – советский и российский психолог, специалист по психологии творчества и интуиции – внёс значительный вклад в изучение креативного мышления, создал общую концепцию творчества как всякого взаимодействия, ведущего к развитию. Креативность — это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится. К этому определению можно отнести и «фантастическую добавку».

Задание по определению «креативности». Ассоциативная методика один из способов реализации инновационных подходов в обучении школьников. На каждую букву написать имена прилагательные, с какими ассоциируется данное слово. Почему именно так?

К – креативный Р – результативный Е – единый А – активный Т – творческий И – интересный В – весёлый Н – надёжный О – оригинальный С – семейный

Т – талантливый Ь – мягкий

Понятие «критическое мышление» описано в работах Д. Дьюи, У. Самнера, Ж. Пиаже, Д. Халперн, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова и др. Роль критического мышления рассматривали выдающиеся учёные XX в Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов.

Автор термина «критическое мышление» — американский философ Джон Дьюи, и это мышление он описывает так: активное, настойчивое, тщательное, применяемое в отношении всех форм информации, рефлексивное и автономное. Это значит, что критически мыслящий человек скрупулезно проверяет любую идею. Он проводит собственное исследование, а не довольствуется чужим мнением. А еще он внимателен к своим мыслям и проверяет, насколько они логичны, обоснованны и непредвзяты. Классический эксперимент из книги Даниэля Канемана «Думай медленно… решай быстро», вызывающий конфликт между системами мышления, самый распространённый в апробации критического мышления. Чтобы понять и запомнить что-то новое, недостаточно просто слушать, читать и записывать. Важно работать с информацией активно: делать качественный рисерч (в узком смысле: исследование, процесс изучения чего-либо) и изучать разные источники, проверять данные, спорить с самим собой. Иначе говоря, нужно не заучивать, а осмыслять новое так, чтобы это новое образовало цельную и подробную картину. Критически мыслящий ученик умеет учиться таким образом и успешнее осваивает навыки и знания. В этом и заключается применение определённых форм "фантастических добавок": развитие критического и креативного мышления способствуют лучшему усвоению программы школьниками.

Файлы:

теоретическая база К и К мышления.docx

Технология опыта:

Педагогическая технология развития 2К (креативное и критическое мышление) включает несколько этапов:

1.Диагностический. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2.Прогностический. Определение целей и задач, разработка системы мер, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов.

3.Практический. Внедрение опыта работы, формирование методического комплекса, корректировка работы.

4.Обобщающий. Подведение итогов, оформление результатов работы.

Также технология развития креативного мышления может включать следующие направления:

а) организация «креативных минуток» на каждом занятии;

б) нетрадиционные формы занятий;

в) модульные курсы «Развитие креативного мышления»;

г )исследовательская деятельность обучающихся;

д) система внеурочной деятельности по предмету;

е) просвещение родителей и приобщение семьи к развитию творческого потенциала ребёнка.

Технология «Музей проживания одной книги» или «Музей проживания одного произведения».

        Личностно-ориентированная педагогика как креативное мышление, где ценится результат, процесс учения, постоянный поиск, что ведёт к единому процессу развития, воспитания учащихся на всех этапах обучения. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – вот задача учителя. Именно на это направлена технология «Музей проживания одной книги» или «Музей проживания одного произведения» – это музей-мастерская, в основе лежит компетентно-деятельностностный подход. Как создаётся музейный экспонат?

1.Прочитайте внимательно текст.

2.Найдите главные детали текста, которые могут быть экспонатом.

3.Обозначте ключевые слова и словосочетания, которые характеризуют ваш экспонат.

4.Смоделируйте экспонат.

5.Сделайте к нему паспарту: название, краткая информация, цитата из текста.

6.Выберите экскурсовода, который будет сводить данную информацию воедино для музея. Вся речь должна быть построена так, чтобы заинтересовать слушателя. Воздействовать на него логикой, эмоциями, логическими ударениями. Уметь отвечать на вопросы.

7.Итог. Написать суждение или умозаключение.

Приёмы для методических разработок, которые можно использовать для развития критического мышления обучающихся.

      1. Перенос учебной ситуации в необычные условия. Можно, например, перенести литературного героя 18 века в современное время и отправиться с ним в лингвистическую экспедицию, чтобы узнать «почему очи бывают чёрными», куда надо отправиться, если «ни зги не видно». Связь с устным народным творчеством, с изобразительно-выразительными средствами языка. Ведь через слово можно показать характер человека, его отношение к обществу, к Отечеству.

     2. Можно открыть рубрику «Для любознательных», начать урок с интеллектуальной разминки или с «морфемного конструктора». Например, назвать получившееся слово. Приставка от подъехал, корень от снежинки, суффикс от слова будильник . У вас получился первый весенний цветок – это … подснежник. В литературе провести связь с цветами из произведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

     3. Фантастической добавкой будут контрольные вопросы и задания по изученной теме или произведению – это «Взрыв интеллекта». Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес учащихся. Осознание себя как знающего гражданина, когда ученик самостоятельно сможет сформулировать предметную цель и личностную «зачем мне это надо». Показать знания, оказать помощь однокласснику, научиться быть добрым к ближнему.

     4. Урок-игра – это уже не фантастика. А вот если к нему добавить театрализацию: интригующее анонсирование темы (афиша, постер-мотиватор, буктрейлер, реклама). Подключить разные виды эстетических средств воздействия: музыки, балета, картинной галереи – это станет фантастической добавкой, например, «Ожившие картины». Этот приём создаёт ситуацию заинтересованности, побуждает работать на уроке даже «молчаливых» детей. Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней. А домашнее задание такое: выписать отрывок из текста, а на обратной стороне сделать иллюстрацию, подобрать музыкальное произведение. Связь с разными видами эстетического воздействия – это одна из норм духовно-нравственного воспитания.

      5. Игрофикация (геймификация, от англ. gamification, геймизация) – подход к образованию, который призван повышать вовлеченность в решение прикладных задач за счет игровых технологий. Очень помогает он-лайн сервис Learning Management System, который использует интерактивные элементы для повышения эффективности процесса обучения. Приложения создаются для обеспечения доступа к контенту и различной информации , используются в образовательных целях по социализации подростков, которые владеют компьютерной грамотностью. Выполняя задания по литературе, работая с текстом, с героями произведения, ученик переживает сюжет, обогащает речь, «вживается в роль», становится духовно развитым. Игра становится частью познания.

          6. Видео – мощное средство обучения. Оно представляет визуально привлекательный материал, легкий в потреблении, короткий по продолжительности, богатый контентом. Совместное обсуждение с учителем опыта одноклассников помогает детям, особенно ученикам с девиантным поведением или ОВЗ, на практике разобрать трудности, которые могут возникать в ходе выполнения заданий.

        7. Технология «Музей проживания одной книги». Видео. Иммерсивной формой обучения является урок-спектакль. Подготовка спектакля – работа творческая, которая способствует выработке навыков общения учащихся и раскрытию их индивидуальных и творческих способностей. Мною замечено, что на таких уроках учащиеся получают истинное удовлетворение и восторг, потому что они вживаются в свою роль и сильнее чувствуют все великолепие изучаемого произведения. Это интересно для всех категорий учащихся, а также девиантного поведения, детей с ОВЗ. Через иммерсию они овладевают новыми социальными навыками. Уроки-спектакли провожу не часто, но вижу, что они интересны и надолго запоминаются. На уроке литературы в 5 классе мы инсценировали отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

Есть и другие «фантастические добавки». Подробнее здесь:

https://events.prosv.ru/uploads/2021/05/additions/emlNFBefSTGzRe2TzFay3Om7e5ZfXWd1vctvujBu.pdf

            Превращение любого урока в «урок развития» – это главная задача учителя, который выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения. Он воспитатель духовно-нравственного потенциала, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. С «фантастическими добавками» любой урок станет запоминающимся, интересным, творческим. Совместная деятельность ведёт к нужному результату. К. Д. Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится». Если учитель серьезно анализирует результаты своей работы, продумывает цели и задачи каждого занятия, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения мероприятий, то создаёт условия, способствующие повышению уровня мотивации обучения. У школьника развивается познавательная активность, расширяется кругозор. Ребёнок интересуется предметом, у него формируются социально значимые навыки, развивается креативное и критическое мышление. А при таких условиях детям учиться легко и интересно.


Файлы:

технология, приёмы.docx

Результативность:

Уровень сформированности навыков чтения обучающихся (по Ясюковой). Уровень сформированности литературоведческой деятельности обучающихся. Уровень активного читателя с критическим и креативным мышлением. На протяжении трёх лет с 5 по 7 класс у школьников наблюдается положительная динамика показателей этой сформированности. Цель – выйти на более высокий уровень. Результативностью являются призовые места за участие в конкурсах, также наградные документы в предоставлении защиты опыта  на разных уровнях. Достижение учителя - проведение Всероссийского вебинара (спикер) по теме "Мастер-класс "фантастические добавки к уроку". 

Файлы:

результативность опыта Сомова СА.docx

Методические разработки:

Приведу примеры.

Первый пример: создать экспонат музея проживания книги Б.Васильева «А зори здесь тихие».

Второй пример: создание экспоната музея проживания книги, видеоролика с прочтением текста П.Бажова «Малахитовая шкатулка»

Третий пример: иммерсивный театральный урок по произведению И.С.Тургенева "Бежин луг" - "Байки у костра".

Файлы:

методические разработки Сомова СА.docx
Фантастические добавки спикер сомова са.pdf

Список использованных источников:

Используемые ресурсы.

1. Александрова Н.А. Кейс-метод «Фантастическая добавка» // Новосибирск, 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступ. URL: https://infourok.ru/user/ivanova-natalya-aleksandrovna6/blog/priem-fantasticheskaya-dobavka-77958.html (дата обращения: 25.12.2024).

2.Бармина Г.В. Активизация познавательной деятельности учащихся через нетрадиционные формы уроков. // Известковый, 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступ. URL: https://multiurok.ru/files/aktivizatsiia-poznavatelnoi-deiatelnosti-uchash-43.html (дата обращения: 12.04.2022).

3. Дубова Н. Web 2.0: перелом в парадигме обучения // «Открытые системы». 2008. № 9. [электронный ресурс] — Режим доступ. URL: http://www.osp.ru/os/2008/09/5717450/. (дата обращения:10.03.2022).

4.Казицкая И.Б. Способы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы. // Царскосельские чтения, 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury/viewer (дата обращения: 10.03.2022 ).

5.Сомова С.А. Статья в социальной группе от 26.03.2020. // Энтузиаст, 2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступ. URL: https://vk.com/event177673925?w=wall-177673925_16%2Fall ВК статья (дата обращения: 25.12.2024).

6. Сомова С.А. Видеопрезентация выступления. Фантастические добавки к уроку литературы. // Энтузиаст, 2022. [Электронный ресурс]. — Режим доступ. URL: https://drive.google.com/file/d/1rUhFk-Twb5UdbGJr7HGoY25r1fvUzyIe/view (дата обращения: 25.12.2024).

7.Чикин М.В. Нетрадиционные формы работы на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ. // Новомосковск, 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступ. URL: https://infourok.ru/netradicionnie-formi-urokov-russkogo-yazika-i-literaturi-s-ispolzovaniem-ikt-kak-sposob-aktivizacii-poznavatelnoy-deyatelnosti-o-2929666.html (дата обращения: 10.04.2022).

8.https://vk.com/wall-217069984_116?w=wall-217069984_116&ysclid=m533tbij9k255220271

9.https://events.prosv.ru/uploads/2021/05/additions/emlNFBefSTGzRe2TzFay3Om7e5ZfXWd1vctvujBu.pdf

10.https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_2010609/?ysclid=m52votq59u91796825

11.https://imcvo.ru/upload/iblock/65a/_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BA%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B5%20%D0%A7%D0%93.pdf

12.https://www.altshuller.ru/?ysclid=m52x7ltyl3370775967

13.Харчевникова, Е.Л. Читательская компетентность для XXI века / под ред. Е.Л. Харчевникова. – Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. – 196с.

14. Цукерман, Г.А. Победа в PIRLSипоражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15 летних школьников / Г.А. Цукерман, Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова// Вопросы образования – 2017. – 179с.

15.https://akima908.ucoz.ru/literatura/Tekhnologija_RKMCHP.pdf

16.https://journal.tinkoff.ru/guide/critical-thinking/?ysclid=m67ydfet8x491085696

17.Тест образовательного проекта «Школа критического мышления»: https://critical-thinking.ru/test/

Файлы:

ресурсы библиография.docx


Комментарии


Комментариев пока нет