В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на достижение личностных результатов обучения. Развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционных образовательных технологий в школьном образовании становится требованием времени. [3]
Целью моей работы в рамках обобщенного опыта является формирование универсальных учебных действий у школьников средствами дистанционных технологий, которые были применены в условиях ограничений, вызванных с корона вирусной инфекцией.
Для достижения цели мне необходимо решить следующие задачи:
• изучить технологии дистанционного обучения, направленные на организацию цифрового образовательного пространства для формирования универсальных учебных действий;
• разработать цифровые учебные материалы, формирующие и развивающие УУД для реализации дистанционного обучения химии и проведения индивидуальных проектов учащихся 8-11 классов.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.[4] Для реализации вышесказанного используется сетевая модель дистанционного обучения.
Сетевая технология – это дистанционная образовательная технология, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от местонахождения его субъектов. Данная технология основана на следующих положениях: в центре технологии обучения – учащийся; суть технологии – учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности – сотрудничество. [6]
Основные виды учебной деятельности с применением дистанционных технологий:
• видеолекции, реализуемые во всех технологических средах: работа с электронными учебными материалами под руководством преподавателя, в системе on-line (система общения преподавателя и обучающихся в режиме реального времени) и системе off-line (система общения, при которой преподаватель и обучающиеся обмениваются информацией с временным промежутком);
• практические, лабораторные занятия во всех технологических средах: собеседования в режиме видеосвязь, чат, (система общения, при которой участники, подключенные к Интернет, обсуждают заданную тему короткими текстовыми сообщениями в режиме реального времени), компьютерный лабораторный практикум, с использованием телекоммуникационных технологий;
• консультации, реализуемые во всех технологических средах: электронная почта, чат, видеосвязь;
• самостоятельная работа обучающихся, включающая изучение основных и дополнительных учебно-методических материалов; выполнение расчетно-практических и тестовых и иных заданий; работу с интерактивными учебниками и учебно-методическими материалами, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками, практикумами;
• текущие и рубежные виды контроля, промежуточные аттестации с применением ДОТ.
Характер занятий должен носить частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала;
исследовательские методы, позволяющие учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи находить новые решения уже известных задач, доказательств теорем и т.д. Противоречия, порожденные проблемной ситуацией, с необходимостью порождают процесс мышления... [9]
Способы доставки учебных материалов ученикам: публикации записи с важной учебной информацией с перекрестными гиперссылками на страницах группы «Вконтакте». В сообществе хранятся учебные документы, конспекты, учебники, видеоуроки, важные ссылки на информационные ресурсы и прочие цифровые инструменты, изображения схем и таблиц, организованы обсуждения, прямые трансляции и групповые звонки, опросы и анкеты.
Такой способ доставки учебных материалов позволяет наиболее эффективно организовать интерактивное взаимодействие учителя и ученика на расстоянии.