Организация образовательного пространства для реализации учебных задач с использованием социальной сети «Вконтакте» и интернет сервисов при обучении химии и сопровождении индивидуального проекта

Информация о педагогическом опыте

Совместная работа с:

Тема опыта*:

Организация образовательного пространства для реализации учебных задач с использованием социальной сети «Вконтакте» и интернет сервисов при обучении химии и сопровождении индивидуального проекта

Тип образования:

общее

Уровень образования:

Рубрика:

  • Другое
  • Цифровизация образования

Предмет:

  • Химия

Направление:

Направление:

Профиль:

Цикл:

Предмет:

(нет)
С применением ДОТ и/или электронного обучения
С использованием цифровых технологий
Опыт пилотной площадки
Опыт региональной инновационной площадки (РИП)

Актуальность и практическая значимость опыта:

В условиях пандемии корона вирусной инфекции, школьники апробировали дистанционные образовательные технологии обучения.
Дистанционные образовательные технологии:
• удовлетворяют потребность личности в образовании;
• дают обучающимся возможность освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства (особенно актуально когда дети вынуждены находиться дома);
• позволяют свободно пользоваться различными информационными ресурсами для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;
• увеличивают личностную заинтересованность в процессе обучения;
• интенсифицируют самостоятельную работу обучающегося;
• формируют и развивают универсальные учебные действия;
• делают ученика активным участником образовательного процесса. [3]
В связи с этим возникает потребность в правильной организации образовательной среды.
В мире существует множество платформ для реализации дистанционного обучения, все они имеют свои преимущества и недостатки. Данный опыт основан на использовании социальной сети «Вконтакте» и сервисов веб 2.0.
Плюсы:
• Не нужны модульные обучающие платформы, которые нужно загружать на сервера.
• Бесплатные среды: социальная сеть, анкеты, документы совместного редактирования, обучающие видео и презентации, яндекс-карты, интерактивные упражнения, анкеты, чаты...
• Реализуются методы системно-деятельностного обучения.
• Проста технического исполнения.
• Не нужно регистрировать ученика
Минусы
• Отсутствует автоматический подсчет результатов.
• Отсутствие возможности администрации отслеживать процесс обучения
Данный опыт работы востребован в настоящее время. Не смотря на то, что школьники пошли в школу, часть ограничений по корона вирусной инфекции осталась и по прогнозам продолжится еще пару лет. Многие школьники вынуждены оставаться дома на карантине, если их родственники заболели и они с ними были в контакте. В условиях, когда часть школьников обучаются в школе, а часть находится на самоизоляции, образовательная среда организованная в социальной сети помогает учащимся не отставать от учебного процесса и получить весь объем учебного материала, а так же выполнить успешно индивидуальный проект и защитить его.

Ведущая педагогическая идея:

Организация образовательного пространства для реализации учебных задач с использованием социальной сети «Вконтакте» и интернет сервисов при обучении химии и сопровождении индивидуального проекта создает условия для успешного формирования универсальных учебных действий у школьников в условиях ограничений при обучении, связанных с корона вирусной инфекцией.

Теоретическая база опыта:

В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на достижение личностных результатов обучения. Развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно-ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционных образовательных технологий в школьном образовании становится требованием времени. [3]
Целью моей работы в рамках обобщенного опыта является формирование универсальных учебных действий у школьников средствами дистанционных технологий, которые были применены в условиях ограничений, вызванных с корона вирусной инфекцией.
Для достижения цели мне необходимо решить следующие задачи:
• изучить технологии дистанционного обучения, направленные на организацию цифрового образовательного пространства для формирования универсальных учебных действий;
• разработать цифровые учебные материалы, формирующие и развивающие УУД для реализации дистанционного обучения химии и проведения индивидуальных проектов учащихся 8-11 классов.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.[4] Для реализации вышесказанного используется сетевая модель дистанционного обучения.
Сетевая технология – это дистанционная образовательная технология, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от местонахождения его субъектов. Данная технология основана на следующих положениях: в центре технологии обучения – учащийся; суть технологии – учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности – сотрудничество. [6]
Основные виды учебной деятельности с применением дистанционных технологий:
• видеолекции, реализуемые во всех технологических средах: работа с электронными учебными материалами под руководством преподавателя, в системе on-line (система общения преподавателя и обучающихся в режиме реального времени) и системе off-line (система общения, при которой преподаватель и обучающиеся обмениваются информацией с временным промежутком);
• практические, лабораторные занятия во всех технологических средах: собеседования в режиме видеосвязь, чат, (система общения, при которой участники, подключенные к Интернет, обсуждают заданную тему короткими текстовыми сообщениями в режиме реального времени), компьютерный лабораторный практикум, с использованием телекоммуникационных технологий;
• консультации, реализуемые во всех технологических средах: электронная почта, чат, видеосвязь;
• самостоятельная работа обучающихся, включающая изучение основных и дополнительных учебно-методических материалов; выполнение расчетно-практических и тестовых и иных заданий; работу с интерактивными учебниками и учебно-методическими материалами, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками, практикумами;
• текущие и рубежные виды контроля, промежуточные аттестации с применением ДОТ.
 Характер занятий должен носить частично-поисковые, эвристические методы с проблемным изложением материала;
 исследовательские методы, позволяющие учащимся самостоятельно решать новые для них познавательные задачи находить новые решения уже известных задач, доказательств теорем и т.д. Противоречия, порожденные проблемной ситуацией, с необходимостью порождают процесс мышления... [9]
Способы доставки учебных материалов ученикам: публикации записи с важной учебной информацией с перекрестными гиперссылками на страницах группы «Вконтакте». В сообществе хранятся учебные документы, конспекты, учебники, видеоуроки, важные ссылки на информационные ресурсы и прочие цифровые инструменты, изображения схем и таблиц, организованы обсуждения, прямые трансляции и групповые звонки, опросы и анкеты.
Такой способ доставки учебных материалов позволяет наиболее эффективно организовать интерактивное взаимодействие учителя и ученика на расстоянии.

Файлы:

Технология опыта:

Сегодня имеется очень много инструментов, чтобы организовать образовательное пространство в сети для формирования и развития УУД у обучающихся. Мною используются следующие веб-инструменты:
• Тематическая группа в Социальной сети «Вконтакте» – очень простой и удобный в управление инструмент;
• Цифровые образовательные ресурсы. В приложении указано название цоров, их использования и источники;
• Сервисы опроса: яндекс-формы, https://simpoll.ru/. Преимущества: бесплатно, просты в управлении, можно скрыть от поисковых систем, имеется возможность для совместного он-лайн редактирования. Удобны для проведения опроса.
• Сервисы интерактивных задний – размещены по адресу: http://learningapps.org , бесплатны, есть возможность использовать авторские и другие упражнения. Удобны для тренинговых заданий.
• Видеосервисы – можно использовать для хранения своих видеофайлов в болаке (яндек-диск или мэйлоблако) или в https://www.youtube.com , удобны для хранения и последующей демонстрации учебных материалов, бесплатны.
• Геосервисы –яндекс карты для работы с географическими данными и объектами, бесплатны.
• Сервисы хранения документов – http://ru.calameo.com – для хранения учебных материалов с их последующей демонстрацией, бесплатны.
• Сервисы связи – ТЕЛЕМОСТ https://telemost.yandex.ru и ВИДЕОВСТРЕЧИ https://calls.mail.ru для он-лайн общения, для проведения занятий, бесплатны, без регистрации.
• Трансляции он-лайн во «Вконтакте».

Файлы:

Результативность:

Для оценки результативности опыта были взяты данные за период 2019-2021 уч. г.
В дистанционном обучении химии приняли участие:
• В 8-х классах 80% учащихся
• В 9-х классах 90% учащихся
Мониторинг успеваемости показал:
Успеваемость 100%
Качество обучения:
• В 8-х классах 45% учащихся
• В 9-х классах 53% учащихся
По итогам обучения была проведена анкета среди учащихся 8-9 классов. В анкете приняли участие 85% от всех вместе взятых школьников.

Файлы:

Методические разработки:

1. Примеры уроков в ВК

2. • Проект Д.И.Менделеев –Великий Русский ученый https://vk.com/invite/y2JhZ5z
    • Проект М.В. Ломоносов – великий сын России https://vk.com/invite/goclwx8




Файлы:

Список использованных источников:

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
2. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 159 с
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
6. Дистанционное обучение в современном мире.: ИНИОН РАН, 2002
7. А. Романов, В. Торопцев. Технология дистанционного обучения.: Юнити-Дана, 2000
8. Средства дистанционного обучения: БХВ-Петербург, 2003
9. И. Ибрагимов. Информационные технологии и средства дистанционного обучения.: Академия, 2007
10. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]// Е.С. Полат, М.И. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 200 с.
11. Логинова, А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 809-811. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 17.07.2021).
12. Интернет-ресурсы.
 http://txtb.ru/89/14.html Современные технологии обучения и контроля в условиях информатизации образования.
 http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4413 Дистанционные образовательные технологии
 http://galuev11.narod.ru/5/index.htm Основы дистанционного обучения.
 http://edu-lider.ru/pedagogicheskaya-texnologiya-distancionnogo-obucheniya-2/ Педагогическая технология дистанционного обучения
 Сайт министерства просвещения: «Рекомндации школам пользоваться онлайн ресурсами для обеспечения дистанционного обучения»
https://edu.gov.ru/press/2214/ministerstvo-prosvescheniya-rekomenduet-shkolam-polzovatsya-onlayn-resursami-dlya-obespecheniya-distancionnogo-obucheniya/
 "ВКонтакте" и "Одноклассники" помогут российским школам и вузам перейти на дистанционное обучение https://life.ru/p/1313768

Файлы:



Комментарии


Комментариев пока нет