'Ситуативный диалог как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников на классных часах'

Белоусова Галина Валерьевна
Учитель начальных классов, МАОУ г.Владимира "СОШ №25"

Информация о педагогическом опыте

Тема опыта*:

'Ситуативный диалог как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников на классных часах'

Совместная работа с:

Образовательная организация*:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира "Средняя общеобразовательная школа №25"

Тип образования:

общее

Уровень образования:

Рубрика:

  • Другое

Предмет:

  • Другое

Направление:

Направление:

Профиль:

Цикл:

Предмет:

(нет)
С применением ДОТ и/или электронного обучения
С использованием цифровых технологий
Опыт пилотной площадки
Опыт региональной инновационной площадки (РИП)
Центр «Точка роста»
Технопарк «Кванториум»
«IT-куб»

Актуальность и практическая значимость опыта:

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС НОО), у обучающихся должны формироваться коммуникативные навыки, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности. Одно из важных умений школьников – умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем [22].

Практическая значимость опыта состоит в созданном педагогическом инструменте в виде набора дидактических карточек, предлагаемых учителям для построения диалогов, инсценирования реальных ситуаций, дающих возможность обучающимся поучиться выражать свои эмоции и понимать эмоции и чувства других участников диалога, выстраивать коммуникативные действия и формулировать нужные фразы для общения.

  Автором опыта представлен рабочий комплект в качестве практического пособия по формированию навыков позитивного общения и взаимодействия у младших школьников для использования на классных часах. Большинство иллюстраций для анализа и работы с ситуациями были сгенерированы с помощью искусственного интеллекта для большего привлечения внимания учеников.


В ФОП НОО прописано, что овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная деятельность. Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения, принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат [23].

Федеральная рабочая программа воспитания предполагает в качестве одного из прогнозируемых результатов приобретение обучающимися опыта ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления. Программа направлена на побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы. В программе предусмотрено наставничество мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи [24].

В документах, регламентирующих формирование коммуникативных навыков все расписано предметно и содержательно, учителю понятно, какие конкретно коммуникативные умения и навыки необходимо формировать у младших школьников. Однако, на практике учитель сталкивается с вопросами «Как?», «В каких условиях?» и «На каком содержании?» формировать коммуникативные навыки у обучающихся.

В нашей практике обучения младших школьников выявлен ряд противоречий:

 – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), выдвигает требования к коммуникативным умениям младших школьников. Среди этих требований, такие как умение слушать и слышать собеседника, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, учёт позиции других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение слушать и вступать в диалог.

Также в рамках стандарта предполагается формировать такие коммуникативные умения, как: речевые этикетные умения и умение различать и понимать выраженные вербально различные позиции других людей, при этом конкретные инструменты по формированию этих умений учителю не предложены.

– следующее противоречие выявлено в результате наблюдений за поведением младших школьников. Оно заключается между постоянным нахождением учеников начальных классов в виртуальном мире телефонных и компьютерных программ и сетей и малыми контактами с ровесниками в реальном мире.

  В период школьного обучения происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. В этом возрасте закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми.

 Неадекватные отношения со сверстниками, складывающиеся в младшем школьном возрасте, являются показателем неблагополучия в личностном развитии. При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика.

Причины неэффективности общения детей могут быть связаны с низким уровнем развития необходимых коммуникативных навыков и умений либо с несформированностью тех видов деятельности, по поводу которых дети устанавливают самостоятельные активные отношения.

Таким образом, работа по развитию коммуникативной культуры ребенка сегодня приобретает особенную актуальность. В современном обществе возможность плодотворной коммуникации определяет будущее человека, его благосостояние, карьерный рост, успехи в личной жизни.

Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.


Ведущая педагогическая идея:

Одним из инструментов формирования таких важных коммуникативных навыков мы считаем ситуативный диалог, обучение которому позволяет формировать навыки позитивного сотрудничества, совместного решения учебных задач, а также формировать навыки общения и умение дружить у младших школьников.

Мы нашли временной ресурс и занятие, имеющее своей целью помочь детям осваиваться в коллективе, развивать свои коммуникативные способности и умение дружить, так необходимые в современном мире. Обозначенные нами проблемы и поставленные нами задачи находят, по нашему опыту, решение на таком школьном занятии, как классный час.


Теоретическая база опыта:

Одной из наиболее эффективной формой деятельности для решения коррекционных задач является ситуативный диалог. Организация отношений детей в ситуативном диалоге предполагает введение способов и норм «справедливой» регуляции отношений. Сюжетно-ролевая игра обеспечивает установление положительного эмоционального отношения к сверстникам (и даже к учителю). Играя и анализируя предложенную ситуацию, младший школьник овладевает важными коммуникативными навыками, так необходимыми в современном обществе.  

Файлы:

Теоретическая база опыта.docx

Технология опыта:

Целью нашего опыта стало создание и апробирование набора рабочих карточек по формированию навыков позитивного общения у младших школьников на классных часах.

Для достижения указанной цели нами были определены следующие задачи:

- изучить научно-методическую литературу;

- провести мониторинг, направленный на выявление уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников;

- разработать дидактический комплект карточек, «запускающих» ситуативный диалог;

- оформить методическую инструкцию для работы с карточками;

 - разработать серию классных часов по развитию коммуникативных навыков младших школьников;

- проанализировать эффективность данного дидактического набора.

    При создании карточек мы обратили внимание на возрастные особенности младших школьников.

Очень важно знать, что статус ученика в системе межличностных отношений класса складывается в первые два года обучения в школе и является весьма устойчивым, влияя и на его социальное развитие, и на его отношение к товарищам, к классному коллективу и школе в целом.

В 3-4 классах роль учителя в плане личностного влияния становится менее значимой, а контакты с одноклассниками приобретают более тесный характер. Личные взаимоотношения являются основой создания группировок (малых групп). Количество обучающихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2-3 в первых классах до 5-6 в четвертых. И если вначале внешние факторы (сидят рядом) служили причиной объединения детей, то позже - общность интересов, нравственных качеств.


Файлы:

Технология опыта.docx

Результативность:

Вывод: анализ результатов опыта позволяет говорить об эффективности использования учебно-методического комплекта практических карточек для работы с ситуативными диалогами в коммуникативной технологии. Описанная система работы помогает формировать у младших школьников навыки позитивного общения и взаимодействия.

Файлы:

Результативность.docx

Методические разработки:

1. Приложение 1 – Методика Г.А. Цукерман «Рукавички

2. Приложение 2 – Методика А.В. Бурменской «Совместная сортировка»

3. Приложение 3 – Примеры ситуативных карточек для 1-4 класса (разработаны Белоусовой Г.В.)

4. Приложение 4 – Структура классного часа по Н.Е. Щурковой

5. Приложение 5 – Пример классного часа для 1-2 класса (разработан Белоусовой Г.В.)

6. Приложение 6 – Пример классного часа для 3-4 класса (разработан Белоусовой Г.В.)


Файлы:

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.docx
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.docx
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.docx
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.docx
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.docx
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.docx

Список использованных источников:

Прилагается. 

Файлы:

Список литературы.docx


Комментарии


Комментариев пока нет