«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНИКИ «РОСПИСЬ ПО КАМНЮ»

ЕМЕЛЬЯНОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА
Воспитатель, МБДОУ Детский сад 'Золотой ключик' п. Муромцево
Воспитатель, МБДОУ Детский сад 'Золотой ключик' п. Муромцево

Информация о педагогическом опыте

Тема опыта*:

«РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНИКИ «РОСПИСЬ ПО КАМНЮ»

Совместная работа с:

Образовательная организация*:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Золотой ключик" поселка Муромцево

Тип образования:

дошкольное

Уровень образования:

Рубрика:

Предмет:

Направление:

  • Другое

Направление:

Профиль:

Цикл:

Предмет:

(нет)
С применением ДОТ и/или электронного обучения
С использованием цифровых технологий
Опыт пилотной площадки
Опыт региональной инновационной площадки (РИП)
Центр «Точка роста»
Технопарк «Кванториум»
«IT-куб»

Актуальность и практическая значимость опыта:

Актуальность опыта заключается в том, что техника «Роспись по камню» является инновационной технологией, развивающей самостоятельность, инициативность, творчество детей.

       Также у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности и психические процессы.

      Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страхи, боязнь не справиться с процессом изображения. Также роспись по камню способствует повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

       Техника «Роспись по камню» способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочется отметить, что данная нетрадиционная техника увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.

     Таким образом, использование нетрадиционных техники «Роспись по камню» способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

      Перспективность опыта заключается в разработке программы художественной направленности с использованием нетрадиционной техники «Роспись по камню».

Данный педагогический опыт может быть интересен педагогам дошкольных учреждений, специалистам, педагогам дополнительного образования, родителям воспитанников.

Ведущая педагогическая идея:

       Художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста развиваются посредством внедрения техники «Роспись по камню».

Теоретическая база опыта:

Данный опыт разрабатывался на основе следующих документов:

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

 Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования";

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648 - 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

 Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Золотой ключик» посёлка Муромцево.

Теоретико-методологическую основу составили следующие труды:

 – концепция деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Л.С. Выготский);

– системный подход в обучении (П.И. Пидкасистый, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, В.П. Симонов);

– концепция личностно-ориентированного обучения (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Т.Б. Лаврентьева Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт и др.);

– теория развития способностей человека и способности к изобразительной деятельности (Б.М. Теплов, А.Г. Ковалёв, В.В. Киреенко);

– исследования по проблеме детского восприятия и развития художественно-творческих способностей у дошкольников (Л.А. Венгер, В.А. Езикеева, А.В. Запорожец, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.В. Лабунская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина)

– идея развивающего обучения Л. С. Выготского;

– положения теории Л.С. Выготского и Б.М. Теплова об особенностях художественно-творческого развития ребенка и праве каждого на полноценное художественное образование, несмотря на уровень развития его способностей;

– теория игры Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, М.Д. Маханевой, Л.В. Артемовой и др.

Понятие «Художественное творчество» разными учёными трактуется по-разному.

С философской точки зрения художественно-творческое развитие – это многогранный процесс, нацеленный на образование новых реалий, в котором интегрировано личностное, объективное и субъективное (Н.А. Бердяев, А.Я. Пономарёв, Э.В. Ильенков, И. Кант т др.).

С точки зрения эстетики (Е.И. Севастьянов, В.А. Разумный, Ю.Б. Борев) художественное творчество ребёнка есть отражение его внутреннего мира, познаваемое и субъективно воссоздаваемое им. Итогом его творческой активности становится художественный образ как характерная форма овладения реальной действительностью и её воплощения, модель существования в искусстве.

П.Я. Якобсон, А.Г. Ковалёва, Е.А. Флёрина, В.И. Киреенко, Д.Б. Богоявленская, Б.М. Теплова, Н.А. Пономарёва и др. авторы заявляли, что оригинальность художественно-творческого развития ребёнка объясняется своеобразием его внутреннего мира, особым эмоциональным откликом, средствами художественного выражения. Эту мысль поддерживают такие видные деятели искусства, как И.Е. Репин, П.П. Чистяков, А.С. Голубкина, Е.И. Дергилёв, С.Т. Коненков и др., которые отмечают, что творчество является воплощением скрытого духовного мира человека в адекватном ему художественном образе.

Т.Г. Казакова акцентирует внимание в своих трудах на том, что вопрос о развитии художественно-творческих способностей ребёнка необходимо рассматривать в тесной связи с культурно-историческим и деятельностным подходом к его психическому развитию. Это своеобразный результат определения его творческой идентичности в мире искусства, «… с этих позиций художественно-творческое развитие – внутренняя доминанта освоения ребёнком исторически развивающейся культуры человечества»

Н.Н. Подьяков говорил о художественном творчестве как о противоречивой и диалектичной форме развития ребёнка, качественном переходе от уже знакомого к принципиально новому. Для ребёнка творчество – это сугубо субъективный процесс, оно определяется уникальностью его личности, опытом его художественной деятельности.

 Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец утверждали, что воображение имеет первостепенное значение в формировании и развитии художественного творчества ребёнка. Анализируя результаты детского творчества, Л.С. Выготский указывает на взаимосвязь воображения и компонентов реальной, познанной ребёнком действительности, на основании которых строятся его образы; воображение ребёнка регулируется его социальным или историческим опытом, воображение и чувства ребёнка оказывают взаимное влияние друг на друга, что находит своё отражение в творческом продукте, результате его творчества.

Художественное творчество ребёнка даёт ему возможности для самопознания, саморазвития и самоутверждения. На это указывают исследования многих авторов: Т.Г. Казаковой, А.И. Катинене, Е.А. Флёриной, О.С. Ушаковой, 18 Л.А. Парамоновой, Т.Н. Дороновой, Н.А. Ветлугиной, Н.С. Сакулиной, И.Л. Дзержинской, Т.С. Комаровой, Л.Г. Васильевой, Т.Н. Дороновой, О.П. Радыновой и других.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что главная роль отводится развитию художественно-творческих способностей детей (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Т.Г. Козаков, Г.Г. Григорьев, Т.С. Комаров, О.Ю. Зырянов, Н.П. Сакулин, Т.С. Комаров).


Файлы:

Технология опыта:

Цель работы - развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения техники «Роспись по камню».

Задачи:

1. Развивать самостоятельность и инициативность детей в процессе творческой деятельности

2. Формировать умение создавать художественные образы посредством техники «Роспись по камню»

3. Развивать изобразительные творческие способности детей, используя нетрадиционную технику росписи по камню

4. Развивать воображение, аккуратность, внимание, усидчивость

5. Воспитывать у детей умение договариваться со сверстниками при выполнении совместной работы;

6. Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность с детьми по росписи камня, повышать их педагогическую компетентность в этом вопросе.

Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:

• Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;

• Индивидуализация дошкольного образования;

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• Партнерство с семьей;

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;

• Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Условия реализации опыта работы:

- создание обстановки эмоционального благополучия;

- создание и обновление предметно-развивающей среды;

- творческий подход к содержанию образования;

- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов

- использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной деятельности;

- взаимодействие с семьями воспитанников;

- преемственность в работе.

Опыт работы включает в себя три этапа:

Первый этап – изучение и разработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы теоретических и практических аспектов использования нетрадиционной техники «Роспись по камню».

Второй этап – разработка и планирование работы по внедрению нетрадиционной техники «Роспись по камню» в образовательной деятельности с детьми.

Третий этап – рекомендации педагогам и родителям по реализации опыта в профессиональной деятельности и в семье.

Опыт работы реализовывался по трем направлениям:

          1-е направление «Педагог-ребенок» - взаимодействие педагога и воспитанников.

2-е направление «Родитель - ребенок - педагог» - компетентность родителей в вопросе использования нетрадиционной техники «Роспись по камню», непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

3-е направление «Педагог-педагог» - создание условий для использования в профессиональной деятельности нетрадиционной техники «Роспись по камню».

Методы и приёмы, используемые при развитии художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения техники «Роспись по камню».

 Наглядные методы и приемы

- Использование натуры, репродукции картин, образцы и другие наглядные пособия;

- рассматривание отдельных предметов;

- показ воспитателем приемов изображения;

- показ детских работ.

 Словесные методы и приемы

- Беседа, рассказ, объяснение, разъяснение воспитателя в начале и в процессе занятия;

 - Использование словесного художественного образа.

 Игровые приемы обучения

- Игровые упражнения и игры с камнем.

Развивающие технологии:

• личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации)

• коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

• игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

• педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

• Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;

• Новизна обстановки;

• Необычное начало работы;

• Красивые и разнообразные материалы;

• Интересные для детей неповторяющиеся задания;

• Возможность выбора;

• Рисования с помощью бросового материала

Формы работы:

1. Образовательная деятельность

2. Совместная деятельность педагога и воспитанников вне образовательной деятельности

3. Просвещение родителей и их совместная деятельность с детьми дома

Формы организации образовательной деятельности:

- Индивидуальная.

Ребенок самостоятельно выполняет свою работу.

- Фронтально-индивидуальная.

Каждый ребенок выполняет порученное ему задание, а затем все работы воспитатель объединяет в общую композицию.

- Фронтальная.

Все дети принимают активное участие в обсуждении сюжета и его выполнении, ведь вместе с этим развиваются и такие качества, как умение выслушивать товарища. Коллективные композиции радуют детей не случайно, ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Дети работают совместно с воспитателем. Ценность таких занятий в том, что и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Дети видят не только, как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.

Чтобы активизировать внимание детей, побудить их к деятельности, активно использую игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение.

В процессе обучения обращаю внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учу детей передавать форму и цвет, композицию в рисунке, ритм и цветовое сочетание. На своих занятиях предоставляю возможность детям использовать несколько оттенков одного цвета, оставляя за ребенком право самостоятельного выбора, помогая выразить свои эмоции (внутренний мир) и отношение к окружающему его миру. Ребята с удовольствием выполняют задания с использованием нетрадиционной техники «Роспись по камню», ведь эти задания вполне им по силам. Большое разнообразие вношу и в организацию образовательной деятельности: дети могут рисовать сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд.

Занятия проходят 2 раза в месяц в течение 15 – 25 минут в зависимости от возраста детей. На занятиях используем следующее оборудование: дотсы для точечной росписи по камню, трафареты, акриловые краски, акриловые маркеры, гуашь, кисточки по номерам, палитра, влажные салфетки, простые карандаши, клей ПВА. Занятия идут по сетке образовательной деятельности в разделе «Рисование».

В уголке изо-творчества для техники «Роспись по камню» имеются следующие материалы и инструменты:

• Подходящие камни (гладкие, плоские, округлые или овальные).

• Грунтовка (она выравнивает поверхность и улучшает сцепление краски с камнем. Для этих целей подойдет и обычный клей ПВА).

• Краски (акриловые краски. Они легко смешиваются и дают яркий, насыщенный цветовой эффект).

• Кисти и дотсы разного размера. Для мелких деталей - зубочистки.

• Карандаши для нанесения эскиза (для светлых камней — чёрный карандаш, для тёмных — белый).

• Акриловый лак для финальной обработки изделий.

• Вода (отстоянная, но лучше фильтрованная).

• Палитра для смешивания красок.

• Влажные или бумажные салфетки для промокания кисти с краской.

• Полиэтилен или газеты, чтобы застилать рабочее пространство.

• Образцы и готовые работы росписи по камню.

Уже готовые работы (расписанные камни) можно использовать в сюжетно-ролевых играх (предметы-заместители, герои и др.), в дидактических играх (крестики-нолики, от большого к маленькому, составь узор), в образовательной деятельности, в экспериментировании.

        Современные исследователи доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, а также способствуют развитию внимания.

Самая большая для меня радость, когда я слышу детский вопрос: «А мы ещё будет так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс рисования на камне, и он хочет продолжения этой деятельности.

Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Я уверена, что каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».

         Совместно с родителями организую:

- Семейные мастер-классы (все субъекты образовательных отношений) «Волшебные камушки», «Царство заколдованных камней», «Живые камни»

- Конкурсы (сотворчество детей и родителей) «Вековые узоры», «Вселенная творчества», «Красота природного материала»

- Выставки (сотворчество детей и родителей) «Волшебный мир морских камней», «Красота своими руками».

        Я считаю, что совместная работа с родителями создает ребенку ситуацию успеха, удовлетворяет его эмоционально - комфортное состояние.

       Педагогов тоже знакомлю с техникой «Роспись по камню». Были проведены:

- Консультации: «Нетрадиционная техника «Роспись по камню», «Как правильно подготовить камень к росписи?»

- Семинар практикум: «Роспись по камню: от теории к практике»

- Мастер – класс «Каменный креатив»

- Открытый просмотр образовательной деятельности с участием педагогов и родителей «Магия камня».

       Делюсь опытом с коллегами из других учреждений. Так на базе МБДОУ «Детский сад «Сказка» города Судогда провела мастер-класс в рамках фестиваля «Калейдоскоп идей», где заняла первое место.

       В районном Доме культуры на церемонии закрытия «Года педагога и наставника» и на празднике «Комара» участвовала в выставке и проводила мастер-класс по росписи камня для всех желающих. Также участвовала в выставке «Реализация национального проекта «Образование» «Единое образовательное пространство: новые возможности для достижения нового качества образования» в рамках Августовской конференции педагогических и руководящих работников системы образования МО «Судогодский район» и проводила мастер-класс по росписи камней.

     Во Владимирском институте развития образования имени Л.И. Новиковой участвовала в ежегодном региональном профессиональном конкурсе «В мире все от красоты - 2024», где заняла 2 место в номинации «Художественная обработка природных материалов».


Файлы:

Результативность:

Диагностический инструментарий:

«Диагностика образовательного процесса в ДОУ» Н.В. Верещагина (область – художественно-эстетическое развитие).

 Результаты мониторинга по выявлению уровня развития детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

Учебный год Начало учебного года Конец учебного года

2021-2022 Всего обследовано-

20 чел. (100%)

Высокий уровень – 10%

Средний уровень – 55%

Низкий уровень – 35% Всего обследовано-

20 чел. (100%)

     Высокий уровень – 15%

Средний уровень – 60%

Низкий уровень – 25%

2022-2023 Всего обследовано-

22 чел. (100%)

Высокий уровень – 18%

Средний уровень – 54%

Низкий уровень – 28% Всего обследовано-

22 чел. (100%)

Высокий уровень – 32%

Средний уровень – 50%

Низкий уровень – 18%

2023-2024 Всего обследовано-

25 чел. (100%)

Высокий уровень – 32%

Средний уровень – 48%

Низкий уровень – 20% Всего обследовано-

25 чел. (100%)

Высокий уровень – 52%

Средний уровень – 40%

Низкий уровень – 8%

     Подводя итоги работы, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий с использованием нетрадиционной техники «Роспись по камню», можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Можно сделать вывод: мониторинг по выявлению уровня развития детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» показал результативность работы с детьми с использованием техники «Роспись по камню», что говорит о том, что комплекс занятий с использованием техники «Роспись по камню» является эффективным в работе с детьми дошкольного возраста.


Файлы:

Методические разработки:

Мастер-класс для педагогов

по развитию их художественно-творческих способностей посредством внедрения техники «Роспись по камню»

Цель мастер-класса: привлечь внимание педагогов к нетрадиционным методам работы с детьми дошкольного возраста, познакомить с приемами работы по развитию художественно-творческих способностей детей посредством внедрения техники «Роспись по камню».

Задачи:

- Показать участникам мастер-класса важность техники «Роспись по камню» как средства развития познавательной, творческой и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста;

 - Постараться обучить участников мастер-класса приемам работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию их художественно-творческих способностей посредством внедрения техники «Роспись по камню»;

- Познакомить с приемами нетрадиционного рисования (по камню), научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием данного нетрадиционного метода.

Оборудование: морские камни, раскрашенные камни, акриловые краски, влажные салфетки, дотсы (инструмент для точечной росписи).

Ожидаемые результаты:

- Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею

- Манипулятивные: умение пользоваться инструментами и технологиями

- Социальные: совместное обдумывание и обсуждение

Методы и приемы:

1. Словесные методы (беседа, пояснение, разъяснение).

2. Наглядные методы (методы иллюстраций и метод демонстраций).

3.Практические методы (игры и упражнения, экспериментирование с камнями, рисование).

Ход мастер-класса:

1. Теоретическая часть.

Роспись по камню – это один из наиболее эффективных способов работы с детьми. Она помогает развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, способствует развитию творческого воображения и мышления, оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания, способствует развитию элементарных навыков общения, развитию связной речи, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе, способствует снятию психоэмоционального напряжения.

Занятие с камнем и его роспись можно использовать во всех образовательных областях.

На камнях можно рисовать, лепить и конструировать (художественно-эстетическое развитие)

Выбивать музыкальный ритм. Камни -глюкофоны (музыкальное развитие)

Делать персонажами сказки или истории (речевое развитие)

По ним можно ходить, а также, замещать предметы для игры (продукты питания, мыло, подушка, деньги, мебель и др.) (игровая деятельность и физическое развитие)

Изучать свойства, экспериментировать (познавательное развитие).

2. Практическая часть.

• Игра-разминка

- Давайте сядем поудобней, чтобы видеть друг друга. Посмотрите, у меня в руках камешек (ведущий достает камешек из мешочка), поиграем с этим камнем. Этот камень не простой, волшебный. С его помощью можно сотворить чудо.

 - Сейчас мы будем передавать его по кругу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое эмоциональное состояние, которое он испытывает в данный момент.

Камешек возвращается ведущему (делает акцент на том, что камешек согрелся в руках, стал теплее, подчеркивает важность сплочения).

- Я держу в своих руках камешек. Его очень приятно держать в своих руках, потому что он тёплый, ведь он передаёт тепло ваших рук. Вот оно чудо: наши руки могут согреть даже камень.

• Игра «Какой он, мой камень»

- Возьмите из мешочка по одному камешку себе, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка, расскажите об этом. Какой ваш камешек? (набор прилагательных).

- Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий).., какая у него температура (теплый или холодный).., посмотрите, какой у него размер (большой или маленький)..

• Массажные упражнения для рук

- Аккуратно покатаем камешек между ладошками. Катать камешек необходимо от кончиков пальцев до основания ладони. Камешек перекладывается на левую ладонь, а правой необходимо прокатить камешек по каждому пальчику; совершаются вращательные движения камешком по ладони. Затем выполняются массаж для правой ладони. («Камешек дает нам

 силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее».)

• Д/игра «Хорошо-плохо» (камень – что в нем хорошо, а что плохо)

• Рисование на камнях.

3. Заключительная часть (вносим поднос с камнями и свечами).

 Каждый участник высказывается, какие эмоции он испытывает в данный момент, после проведения мастер-класса (рефлексия).

 Таким образом, роспись по камню и интересные игровые задания с ними представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят снятие внутреннего напряжения и поиск путей развития.


Файлы:

Список использованных источников:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3.Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования";

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648 - 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

5. Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Золотой ключик» посёлка Муромцево.

 6. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», ООО «Издательство Скрипторий 2003»

7. «Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации» Верещагиной Н.З.

6. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду, 2019»

 8. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду 2019»

 9. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», издательство КАРО, Санкт-Петербург, 2010

10. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, Академия развития, 2004

16. http://works.doklad.ru/view/zsP_ouVPbMk.html

17.http://kolyadichischool.pruzhany.by/wp-content/uploads/2013/03/1


Файлы:



Комментарии


Комментариев пока нет