Теоретическая база моего опыта опирается на две основы, одна из которых лежит в сфере педагогики, другая - методики.
Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.
На первый план выходит развитие личности школьника, способности к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание выполнить учебную задачу урока .
Подласый И.П. определяет мотивацию как общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования . Имея в виду учителей, говорим о мотивации обучения, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения.
По «Педагогическому словарю» мотивация – это вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения .
Сластенин В.А. определяет учебную мотивацию как сильные, яркие, глубокие порывы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели .
Мотивы учения школьников :
1. Познавательные мотивы (овладение новыми знаниями, учебными навыками, стремление школьников к самообразованию и направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний):
• широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями);
• учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
• мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования);
2. Социальные мотивы (социальное взаимодействие школьника с другими людьми):
• широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения),
• узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение),
• мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.
Школьный возраст имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации учащихся к обучению, труду. Важно формировать у учащихся такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственность, инициативность, самостоятельность, что возможно только при высоком уровне школьной мотивации.
Главное содержание мотивации в школьном возрасте — «научиться учиться». Школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель — успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит, и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.
Пути формирования учебной мотивации
Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.
Формированию мотивации в целом способствуют:
• общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;
• включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);
• построение отношения «педагог - учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, предложения дополнительных заданий на оценку до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);
• занимательность, необычное изложение нового материала;
• образная, ярко звучащая речь, укрепление положительных эмоций в процессе учения;
• использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;
• построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самого педагога и учащихся;
• развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.
В образовании геймификация – это использование элементов общих игр в процессе урока. Есть несколько совпадений между игрой и жизнью школьного класса, которые превращают геймификацию учебной программы в логичный подход к обучению: игры учат побеждать, прогрессировать и добиваться успехов. В образовании геймификация становится все более распространенным явлением, так как данный метод обладает способностью мотивировать учащихся и тем самым улучшать процесс обучения. Однако это действительно не новая концепция, как определяет Д. Дичева, в своей статье «Геймификация в образовании: систематическое мировое исследование» : «значки и ранги были использованы как игровые элементы в армии СССР, в качестве замены денежных стимулов за выполненную работу».
Американские педагоги-теоретики Хуан и Соман утверждают, что тенденция возрастает по двум значимым причинам: она более точно резонирует с сегодняшним понятиям «цифровое поколение» и «в реальной жизни люди не чувствуют, что они так же хороши, как и в игре. Когда они сталкиваются с препятствиями, люди могут чувствовать себя подавленными, расстроенными или циничными; то есть с теми чувствами, которых нет в игровой среде» .
В чем именно преимущества игровых методов обучения?
• игроки получают возможность изменить игровое окружение и принять индивидуальное решение;
• игроки становятся экспертами в изучаемой теме;
• получение навыков творчества и навыков решения проблем;
• учащиеся получают немедленную обратную связь;
• учащиеся всегда имеют путь для «победы»;
• обучающиеся методом анализа игры и темы получают способ находить альтернативные, «обманные» пути быстрого достижения результата;
• метод проб и ошибок работает лучше всего;
• учебная игра почти всегда проходит в группах.
Категории игр
При обсуждении использования игр или игровых концепций в образовании можно выделить следующие категории
• Геймификация: подразумевает использование элементов и механизмов игры в неигровом контексте. Как правило, это включает такие элементы, как награды, доски лидеров, значки, уровни, трофеи;
• Обучение на основе игры: использование реальных игр в классе для «усиления объема информации и повышения опыта обучения и преподавания» .
• «Серьезные игры»: «Серьезные игры - это игры, предназначенные для определенной цели, связанные с не только получением удовольствия. У них есть все игровые элементы, они выглядят как игры, но их целью является достижение чего-то предопределенного заранее» .
• Ролевые игры (моделирование): «Моделирование похоже на серьезные игры, но они имитируют реальный мир, реальные вещи, и цель ролевых игр – обучение учащихся в среде, напоминающей реальную жизнь» .
• Квест, веб-квест, геокешинг: создание игровой ситуации на основе использования сети Internet, мобильных приложений для полного погружения в игровую ситуацию.
Эффективность геймификации
Существует определенное количество исследований, целью которых является определение, эффективна ли геймификация в образовании.
«Работает ли геймификация?» - обзор эмпирических исследований по геймификации Юхо Хамари, Йонна Койвисто и Харри Сарса , которые придерживаются структурированного подхода к определению эффективности геймификации с учетом:
• какие мотивационные преимуществ получили участники эксперимента;
• какие психологические результаты были получены в ходе испытания;
• какие поведенческие результаты были измерены как зависимые переменные.
Исследование показало, что большинство текущих исследований эффективности геймификации указывают на то, что игра в образовании дает положительные эффекты. Однако ученые также обнаружили, что большинство документов, которые они рассматривали, носили описательный характер и фокусировались на том, что учащиеся получали удовольствие от игры, но с точки зрения улучшения успеваемости, результатов обучения не было обнаружено.
Отсюда возникает ряд ошибок , которые могут возникнуть при использовании данной методики:
1. Фокус на соревнованиях. Соперничество — один из козырей в колоде геймификации. Однако не стоит «ходить» только с этой карты. Если детей заботит лишь, как бы вскарабкаться на вершину рейтинга, это не образовательная игра, а спорт.
2. Перебор с наградами. Если вы подкидываете ученикам бейджи и медальки по поводу и без, то вскоре они обесценятся. Знаки отличия превратятся в никому не нужную вещь. Идеальный вариант — выдавать награды лишь тем «игрокам», достижение которых признают даже конкуренты.
3. Заигрались. Ударившись в геймификацию, велик риск «заиграться» и позабыть о сути — в школе дети должны учиться. Урок превратится в бесполезную забаву. Вы зря потратите силы и время. Школьники, конечно, останутся довольны — они весело скоротали 40 минут, но ничему не научились.
4. Сбой в игровой механике. Если одни ученики получают уровень за уровнем, а другие сидят в отстающих, несмотря на все усилия, возможно, вы плохо проработали правила игрового мира. Исправьте недочеты. Иначе в проигрыше дети будут винить вас, как никудышного ведущего.
Такова теоретическая основа моего опыта с точки зрения педагогики, и с точки зрения методики на уроках истории.