Проблемы воспитания гражданина и патриота всегда являются первосте-пенными для государства. В разные исторические периоды роль транслятора этих идей выполняли семья, церковь, школа. Но сейчас эти институты утратили свою первостепенную роль в определении гражданской идентичности, и на смену им приходят новые институты, среди которых, думается, особую нишу занимает школьный музей и музейная педагогика.
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциа-ция общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искус-ства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распро-странение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрес-сивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы, утрачива-ются семейные ценности. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Формирование гражданской идентичности, во-первых, является важной национально-государственной задачей, во-вторых, это ключевая задача системы воспитания и образования, в-третьих, это необходимое условие становления и са-мореализации личности.
Актуальность исследуемой проблемы продиктована следующими противо-речиями:
• акцентированием приоритета российских ценностей в условиях полиэтнического и многоконфессионального статуса страны,
• постановкой новых образовательных и воспитательных целей на фоне кризиса воспитательного потенциала институтов семьи и школы,
• формированием нового национального воспитательного идеала при отсутствии эффективных механизмов его достижения.
Трудно представить современный образовательный и воспитательный про-цесс, перед которым стоит задача формирования культурно - исторических ценностей, патриотического и гражданского воспитания, отраженная в ФЗ «Об образовании в РФ», «Портрете выпускника» по ФГОС ОО, Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России и других нормативах, без такой его составляющей, как музейная пе-дагогика. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления мира и индивидуальной жизни человека. Педагогическая цель любого музея – формирование эмоционально – личностного отношения школьников к ценностям культурного наследия, постижение мира культуры через знакомство с подлинниками всего того, что определяет понятие «культура», обретение опыта их применения в практической деятельности.
Исходя из выше сказанного, можно предложить один из способов решения про-блемы формирования гражданской идентичности у обучающихся основной и средней школы – использование богатого воспитательного и образовательного потенциала музей-ной педагогики.
В современном мире музей, зарекомендовавший себя как полифункциональный социокультурный институт, обладает широкими возможностями для формирования и са-мореализации высоконравственной личности патриота и гражданина. Музейная сеть представлена различными его видами: от классических профильных презентационных музеев до «живых» музеев, охватывающих значительные территории и воссоздающих це-лостные образы природы, истории и культуры[8, с.5].
Основные новации, кардинально изменившие музей, приходятся на конец XX столе-тия. Это время ознаменовалось новшествами в экономической и политической сферах, повлиявшими и на общую культурную ситуацию. Среди факторов, способствовавших ак-тивизации музейного дела можно отметить:
• демократизацию и деидеологизацию общества, способствовавших развитию куль-туры повседневности («низовой культуры») [8, с.5]. как альтернативы официаль-ной культуре и обращению к человеку как главной фигуре музейной коммуника-ции (антропологизация музея);
• глобализацию экологического кризиса, стимулировавшего рост музейного насле-дия;
• НТР и возникновение информационного общества с особой значимостью образо-вания, приведшие к изменению роли музея: от хранителя и интерпретатора к но-вому каналу культурной (музейной) коммуникации;
• разнообразие и единство современного мира, отразившиеся в поиске новых моде-лей музея и параллельном развитии национальной идеи и интернационализации музееведения;
• формирование рыночной экономики, не только создавшей сферу музейного ме-неджмента, но и переориентировавшей музей на интерес к случайному посетите-лю и, как следствие этого, возникновение музейной педагогики и музейной социо-логии, трансформировавшей музееведение как вспомогательную дисциплину в междисциплинарное направление - музеологию.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос-сии, ФГОСы, Историко-культурный стандарт определяют важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконрав-ственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Рос-сии. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром формирования гражданственности и патриотизма.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти [12]. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, по-смотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, по-трогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как му-зей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в вос-питании личности, а в конечном итоге ведущая к формированию гражданской идентич-ности у молодого поколения.