Формирование гибких навыков на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности с использованием инновационных дистанционных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ

Ерофеева Ирина Алексеевна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 2 г. Суздаля"

Информация о педагогическом опыте

Тема опыта*:

Формирование гибких навыков на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности с использованием инновационных дистанционных технологий в условиях реализации ФГОС ООО и Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ

Совместная работа с:

Образовательная организация*:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Суздаля"

Тип образования:

общее

Уровень образования:

среднее

Рубрика:

  • Современные образовательные технологии

Предмет:

  • Русский язык
  • Литература

Направление:

Направление:

Профиль:

Цикл:

Предмет:

(нет)
С применением ДОТ и/или электронного обучения
С использованием цифровых технологий
Опыт пилотной площадки
Опыт региональной инновационной площадки (РИП)
Центр «Точка роста»
Технопарк «Кванториум»
«IT-куб»

Актуальность и практическая значимость опыта:

Единственное, чего не может машина в наше время,
 — это иметь softskills (гибкие навыки): сотрудничество,
интуицию, все, что основано на эмоциях.
     Еще совсем недавно главной задачей школы было реализовать в процессе обучения ФГОС, а значит сформировать успешную личность, способную найти свое место в жизни, делая при этом акцент на реализацию системно-деятельностного подхода. Сегодня же трансформация образования направлена на развитиегибких навыков XXI века.
Soft skills – это организационные навыки, позволяющие применять полученные знания на практике и добиваться поставленных целей.
     Актуальность и практическая значимость обусловлена тем, что перемены, происходящие в системе образования, связаны с изменениями образовательных и личностных ориентиров, направлены на формирование «гибких навыков», способствующих помочь сегодняшним школьникам вырасти гармоничными, осознанными, умными и самое главное – коммуникабельными личностями. Бесспорно, знания очень важны, но только в системе с социальными навыками они будут способствовать личностному успеху.
     Методы формирования «мягких» навыков (Soft Skills) в образовательной среде на уроках русского языка, литературы и во время проведения внеурочной деятельности является сегодня актуальным вопросом. Современная трансформация общества требует от будущих специалистов не только профессиональных навыков, но и, так называемых, «универсальных», необходимых для успешной повседневной коммуникации, таких как гибкость мышления, эрудиция, стрессоустойчивость, коммуникабельность, лидерство и многих других. А сформировать подобные умения призвана общеобразовательная школа.
     Активное внедрение в образовательную среду новых учебно-методических комплексов, электронного оборудования, инновационных технологий обучения (в том числе и дистанционных форм) и воспитания, инновационных средств оценивания результатов, компетентность учителя в рамках ФГОС направлено на повышение уровня образованности современного школьника, а также обеспечениевысокогоуровня знаний, общекультурного и нравственного развития ребенка, что позволяет реструктурировать весь учебный процесс.

Ведущая педагогическая идея:

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
     В современном мире, чтобы добиться личного успеха в той или иной профессиональной области или деятельности, необходимо владеть soft skills: умениями общаться, творчески мыслить, работать в команде, распределять роли и нести ответственность за свои действия в общей работе, эффективно организовывать свое время и быстро адаптироваться в новых ситуациях и т. п. Как правило, универсальные навыки не поддаются количественному измерению, но именно они обеспечивают высокую мобильность, производительность и продуктивность обучающихся в любой сфере деятельности.

Теоретическая база опыта:

     Теоретической базой обобщения послужили концепции развития информационного общества и распространения знания в современном мире (М.К. Ван дер Венде, Г. Гельмгольц, А. Джуринский и др.); само понятие педагогической технологии (Г.К. Селевко, М.В.Кларин); сущность понятия softskills (О.В.Баринова, О.Абашкина, Е. Гайдученко, А. Марушев и др.); методы организации формирования и развития навыков (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников); практика компетентностного подхода в профессиональной деятельности (В.И. Байденко, В.А. Болотов); технологии развития softskills у будущих специалистов в общественной деятельности (Б.А. Вяткина, М.Р. Щукина, О.Я. Андрос), применение технологий проектной деятельности (А.И.Чучалина), технологии развития softskills через внеучебную деятельность (М.А. Мазниченко, Г.С. Папазян); исследования в области изучения гибких навыков (Ё. Констант, М.И. Мак-Лофен, У. Мозер).
     В процессе решения задач использованы следующие методы: теоретические – анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, ранжирование и классификация, проектирование и моделирование; эмпирические – констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение, обобщение опыта, а также методы математической статистики, экспертная оценка.
     Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обобщения опыта подтверждена концептуальной непротиворечивостью, обоснованностью теоретико-методологических позиций; рациональным сочетанием методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных его целям и задачам; подтверждением полученных выводов данными разработки в образовательном процессе МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля»

Файлы:

Теоретическая база.docx

Технология опыта:

Технология опыта
Технологичность педагогического опыта определяется через наличие возможности воспроизведения данного опыта и его отдельных элементов на уроках и внеурочной деятельности любого учителя-предметника. Система подготовки вопросов, заданий, способов и средств оценивания могут быть использованы на любом уроке или во внеурочной деятельности.
     Разработана и апробирована модель форм, методов и средств оценивания не только для «пилотных» классов, но и всех обучающихся, перешедших на ФГОС. Внедрение таких форм работы может быть использована как на уроках русского языка и литературы, так и другими учителями-предметниками в старшей школе.
          В рамках этих разработок учителями были составлены и апробированы изложенные выше формы и методы работы на уроках русского языка и литературы, а также во время внеурочной деятельности, был вынесен на обсуждение план-проект по совместной работе с учителями предметов гуманитарного цикла для осуществления интегрированного подхода в процессе обучения. Кроме того, ранее была разработана
индивидуальная рейтинговая система, позволяющая наглядно увидеть общую успеваемость класса, выявить проблемы при изучении предмета. Подобные разработки помогают ликвидировать пробелы в изучаемом предмете, привить интерес к конкретной предметной области для более глубокого изучения, а также способствуют становлению и совершенствованию личности.
     Учащиеся знакомы с изложенными формами и методами работы, с системой оценивания, знают формы коррекции собственной деятельности и этапы сложения рейтинговой оценки, обладают универсальными навыками и умениями необходимыми для реализации своих способностей и возможностей.
     Учащимися освоены компьютерные программы: Microsoft Office PowerPoiht, Microsoft Office Publicher, Microsoft Office Exsel, Skype. Используются сервисы Google. Ведется систематическая работа на платформах Якласс, СЭДО, РЭШ.

Файлы:

Технология опыта.docx

Результативность:

        Результативность. В ходе работы были разработаны новые формы заданий для учащихся «пилотных» старших классов, создана база средств оценивания достижений, выявлены проблемные зоны изучаемого материала, определены направления по интересам для реализации возможностей каждого ученика, сделаны выводы и обобщения, которые используются при работе с учащимися старшей школы, перешедшими на ФГОС.Такие формы работы являются эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, а также общее интеллектуальное развитие.
Работа с использованием таких форм и методов средств принесла свои положительные результаты.
1. Качественная успеваемость в «пилотных» классах учащихся 10-11 класса заметно повысилась, что видно на представленном графике:
2. Вырос интерес обучающихся к творческим проектам как по учебным дисциплинам, и так и насущным проблемам общественной жизни
  Участие в предметных проектах и проектах социальной направленности:
3. Динамика использования Интернет-ресурсов и дистанционных форм обучения
4. Рост количества учащихся, выбирающих активную жизненную позицию.
     С 2018 года в МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля» стала активно внедрять добровольческую деятельность. Инициаторами разных волонтерских акций выступали учащиеся старших классов. Изначально количество участников составляло всего 7 человек.
     По результатам апробации методов и форм развития гибких навыков у учащихся старшей школы можно сделать вывод; в учреждении активно используются такие педагогические технологии как: проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве, технология создания предметно-развивающей среды и традиционные технологии. Данное многообразие применяемых педагогических технологий говорит о том, что действительно активное участие в урочной и неурочной деятельности обучающимися способствует активному развитию softskills, так необходимых для становления и совершенствования личности, способной найти свое место в жизни.
      Стоит заметить, что внеучебная жизнь школьников богата и разнообразна, в течение года проходит огромное количество мероприятий всех видов и направлений. Базовые принципы формирования гибких навыков у старшеклассников:
1. Поддержка и развитие системы по формированию гибких навыков и общекультурных компетенций необходимых для развития успешной личности;
2. Поддержка и развитие системы учета достижений, обучающихся во внеучебной деятельности и мотивации к проявлению лидерских качеств;
3. Создание комфортных условий для самостоятельной работы и реализации обучающихся.
     Адресная направленность: данный опыт можно использовать как при формировании гибких навыков у обучающихся 10-11 классов, так и при оценке успеваемости учащихся по предмету русский язык и литература (и других учебных дисциплин. Для улучшения качества успеваемости хорошо бы использовать подобный опыт для всех школьных предметов, чтобы увидеть полную картину уровня обученности, пробелы в образовании в целом, как для отдельно взятого ученика, так и для класса (а потом и параллели) в целом.

Файлы:

Результативность.docx

Методические разработки:

Методические рекомендации:
1. Необходимо рассматривать самообучение и саморазвитие как непрерывный процесс, связанный с получением нового опыта, знакомством с профессиональными видами деятельности с целью определения будущего направления;
2. Выполнение новых сложных задач с использованием новых инструментов в жизни;
3. Необходимо научиться эффективно планировать и упорядочивать развитие обучающихся;
4. Подход к развитию должен быть комплексный, связанный с использованием разных форматов развития и обучения;
5. Следует относиться к окружающей информации с любопытством: изучать окружающие процессы, интересоваться достижениями в интересующих областях деятельности;
6. Необходимо развивать soft skills постепенно: выбирать именно те направления, которые помогут добиться успеха в той или иной деятельности;
7. Каждый день следует повышать читательскую грамотность, повышая личную эффективность, постоянно наращивая уровень знаний;
8. Важно работать с обратной связью (реакцию других на те или иные действия или бездействия), определять ее ценность;
9. Необходимо использовать возможности организаций альтернативного образования по максимуму: посещать все полезные и интересные мероприятия: мастер-классы, тренинги, семинары. Заранее определять их качество и уровень спикеров.
10. Использовать инновационные механизмы оценки качества учебных достижений по всем предметам для определения уровня работы образовательного учреждения;
11. Обращать внимание на проблемные зоны в изучении конкретных тем предмета;
12. Наглядно представлять обучающемуся индивидуальный путь развития и достижений по изучаемому предмету;
13. Активно внедрять инновационные механизмы для развития коммуникативной компетенции обучающегося;
14. Использовать инновационные технологии на уроках с целью творческого развития обучающихся;
15. Диагностировать полученные результаты.
Стоит также правильно строить индивидуальный план формирования soft skills:
1. Эффективно ставить цель и планировать процесс деятельности (самостоятельно или при помощи наставника);
2. Принять на себя ответственность за собственное развитие;
3. Составить свой план развития с учетом:
- В чем будет развитие – цели
- soft skills, которые необходимо развивать;
- Определить инструменты развития soft skills.
Должно быть четко установлены временные рамки выполнения всех заданий и выделены точки промежуточного контроля. Процесс освоения новых навыков должен быть выстроен так, чтобы была возможность отработать каждый из навыков. Не следует переходить к следующему элементу, пока предыдущий освоен недостаточно. После составления списка soft skills можно переходить к освоению и совершенствованию навыков.

Файлы:

Методические рекомендации.docx

Список использованных источников:

Список литературы
1. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс] / Т. Ананьева. – Режим доступа: http://www.tananyeva.com/single-post;
2. Баринова О. В. Понятие и сущность компетенции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novainfo.ru/article/1935;
3. Белов В. Система оценки качества образования //Высшее образование в России 2002. - № 1. - С. 44-49;
4. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / Н.М. Борытко; М-во образования Рос. Федерации, Волгогр. гос. пед. ун-т. -Волгоград: Перемена, 2001. 214 с;
5. Гибкие навыки. [Электрон.ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гибкие_навыки;
6. Давидова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills;
7. ЗапесоцкийА. Какого человека должна сформировать сегодня система образования //Высшее образование в России. 2003. - № 3. - С. 45-52;
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенциии — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. - №5. - С. 34-42;
9. Ивонина А.И, Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М., Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников, Интернет-журнал "Науковедение", 2017;
10. Патлина А. С., Попова Е. Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 94–103;
11. Пономарева, О.Я. Выбор технологий развития soft skills специалистами в условиях цифровизации [Электронный ресурс] / О.Я. Пономарева, М.Н. Горкун, А.С. Козлова. – Режим доступа:http://inper.academy/wpcontent/uploads/2019/05/DSEME-2018_Conference-Proceedings.pdf
12. Прикот О.Г. Учитель и модернизация. СПб.: ТВПинк, 2003.- 170 с;
13. Шипилов В. Мини-книга. Навыковый коктейль. Soft-skills and Business Administration, 2015.14-15 с.

Файлы:

Список литературы.docx


Комментарии


Комментариев пока нет