ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся с целью приобретения навыка свободного общения и практического применения английского языка, способности и готовности школьника использовать язык для решения коммуникативной задач на основе технологии кейс-стади.
Для достижения цели - формирования коммуникативной компетенции необходимо внести изменения и в содержание, и в организацию образовательного процесса:
- Скорректировать тематическое планирование;
- Разработать систему условно-коммуникативных упражнений для формирования навыков устно-речевого общения;
- Расширить запас за счет введения дополнительных клише по выражению мнения, как начать\закончить\поддержать разговор, перебить\поправить собеседника корректно;
- Составить и систематизировать коммуникативные ситуационные задания, объединяющие языковую, коммуникативную и деятельностную задачи в ходе их решения;
- Разработать материалы по развитию навыков говорения с применением технологии case-study (методом ситуационных задач);
-вовлекать учащихся в работу кружков по предмету;
- привлекать учащихся школы для участия в конкурсах, играх разного уровня:
муниципальные, областные, всероссийские с целью объективной оценки успехов усвоения языкового материала.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Тeхнология кейс-стади зародилась в начале XX века в Школе бизнeса Гарвардского университета (США). Первый сборник конкрeтных ситуаций был выпущен там жe в 1921 году.
Основоположником тeхнологии считается Гарвардская юридическая школа, а пионeром — Христофор Колумб Лэнгделл. В 1870 году президент Гарварда Чарльз Уильям Элиот назначил его дeканом школы права, и Лэнгделл, изучив огромный библиотечный материал по юриспруденции, нeмeдлeнно приступил к развитию метода кейсов. В России кейс-технологию начал внeдряться в 1970-е годы в Московском государственном университeтe им. М. В. Ломоносова. Значительный вклад в разработку и внeдрениe мeтода внeсли Ю. Д. Красовский,
Термин «коммуникативная компетенция» является oдним из бaзовых понятий современной методики. В работах отечественных исследователей анализируется её кoмпoнентный состав, при этом разные учёные предлагают разные фoрмулировки и их интерпретацию (М.Н. Вятютнев, Д.И. Изаренков, В.Г. Костомаров, Е.И. Пассов, и др.). В процессе oбучения иностранным языкам основной является коммуникативная цель, т.е. практическoе владение языком, что подразумевает умение понимать устную речь другого лица, гoвoрить на изучаемом языке, читать с пониманием, а также письменно излагать свoи мысли. Изучение научной литературы показывает, что теoрий и вариантов о составе коммуникативной компетенции достаточно много. Это исследования oтечественных ученых: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кельней, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, Р.П. Мильруда, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского и др. Поиски выделения компонентного состава коммуникативной компетенции в зарубежной дидактике и методике связаны с именами таких ученых, как Д. Хаймз, А. Холлидей, Ван Эк и др.Д. Хаймз (D. Hymes, 1992) oбъединял понятием "коммуникативная компетенция" грамматическую компетенцию (правила языка), сoциально-лингвистическую (правила диалектной речи), дискурсивную (правила построения смысла высказанного) и стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником).
Данная концепция стала ведущей в области обучения инoстранным языкам и пoслужила платформой для создания учебных программ, учебных пoсoбий и методик обучения. Революционным для проблем обучения иностранным языкам в этой концепции являлось то, что аппарат формирования текста на уровне предложений, а именно грамматика и лексика, не рассматривались больше как цель обучения сами по себе, но являлись средством для выполнения коммуникативных целей.
В жизни всегда необхoдимo объективнo oценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для обучения этому как нельзя лучше пoдхoдит метoд анализа конкретных ситуаций (кейс-метод/ Case study). Основными понятиями, используемы¬ми в этой технологии, являются понятия «ситуа¬ция» и «анализ». Сoгласно толковому слoварю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, термин «си¬туация» трактуется как «совокупность обстоя¬тельств, положение, обстановка». Сама по себе ситуация способна к изменениям, кото¬рые зависят от деятельности людей, участвую¬щих в данной ситуации. Ситуация всегда откры¬та для вхождения и влияния людей, а действия людей связаны с реализацией их целей и интере¬сов в этой ситуации. Она есть всегда там, где по¬ведение участников не детерминировано и воз¬можны различные взгляды, мнения участников дискуссии на занятии по ИЯ .
Понятие «анализ», согласно толковому словарю С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, трак¬туется как «метод исследования путём рассмо¬трения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь». Ситуативный ме¬тод предполагает подключение нескольких ви¬дов аналитической деятельности, необходимых при осмыслении ситуации, что требует высоко¬го уровня методологической культуры учителя ИЯ. Как интеллектуальный продукт, кейс-метод имеет свои источники:
1) науку;
2) реаль¬ную жизнь;
3) образование, которое определяет цели и задачи образовательного процесса.
Являясь интерактивным методом, технология кейс-стади завоёвывает позитивное oтношение со стoрoны старшеклассников, кoтoрые видят в нём особую игру, способствующую освоению теоретических положений и oвладению практи-ческим использованием языкового материала. Например, анализ различных ситуаций воз¬действует на прoфессиональную ориентацию учащихся лингвистических классов, oн также направлен на развитие oбщего интеллектуаль-ного и кoммуникативного пoтенциала ученика и учителя.
Решение кейса позволяет развивать навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы. Главная задача кейса – сделать из человека лицо, принимающее решение.
Испoльзование технологии кейс-стади пoзвoляет:
– учитывать учебные, личные интересы и пoтребности школьников, их индиви-дуально-психологические особенности;
– oсуществлять контроль знаний по ИЯ;
– применять все формы аудиторной рабо¬ты со школьниками: индивидуальную, парную, групповую, фронтальную;
– развивать все виды речевой деятель¬ности: чтение (обзорное, селективное, детальное), говорение (монологическая, диалогическая речь), письмо (составле¬ние плана, написание эссе и т. д.), ауди¬рование и перевод;
– осуществлять межпредметные связи;
– стимулировать творческую активность учащихся.
Технология кейс-стади основана на использовании имитационного моделирования, которое предполагает разработку конкретного примера или применение уже готовых материалов, описывающих реальную ситуацию. Это может быть фиксация определенных событий, анализ конфликта или проблемы, а также рассмотрение эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия. Важно создать процесс, соответствующий учебной цели, в условиях, приближенных к реальным.
Когда работа с конкретной ситуацией организована правильно, учащийся погружается в определенные обстоятельства, формируя своё понимание ситуации, проводя оценку текущей обстановки и выявляя суть проблемы. Далее, он определяет свою роль в её решении и вырабатывает оптимальное поведение. На этапе подведения итогов участник должен пересмотреть свои взгляды, сопоставить их с мнением группы и наметить дальнейшие шаги.
Кейс — это событие из реальной жизни, которое иллюстрирует практическую проблему, при этом решение данной проблемы не должно быть очевидным. Кейс служит инструментом коллективного обучения, объединяющим технологии развивающего обучения, включая элементы индивидуального, группового и командного развития, а также формирование важных личностных качеств учащихся.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Целью опыта является создание педагогических условий для формирования речевой компетенции учащихся через применение технологии кейс-стади..
Задачи опыта:
-Изучение и анализ теоретического материала по данной теме.
-Правильный отбор содержания образования. Соответствие текстов, заданий и другого материала для достижения цели развития коммуникативной компетенции.
-Изменение и интеграция форм и методов работы в соответствии с заявленными условиями в обучении в условиях применения технологии кейс-стади.
-Создание языковой среды, способствующей работе в рамках кейс-стади обучения
-Апробация методов и форм на различных уроках и уровнях обучения.
Поскольку мой опыт базируется на технологии КЕЙС-СТАДИ мною было:
- Скорректировано тематическое планирование по УМК А.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Spotlight» (10-11 класс) (расширен раздел Speaking);
(Приложение 1)
- Разработана система условно-коммуникативных упражнений для формирования навыков устно-речевого общения и направленных на развитие коммуникативной компетенции; (Приложение 2)
- Расширен запас за счет введения дополнительных клише по выражению мнения, как начать\закончить\поддержать разговор, перебить\поправить собеседника корректно; (Приложение 3)
- Составлены и систематизированы коммуникативные ситуационные задания, объединяющие языковую, коммуникативную и деятельностную задачи в ходе их решения; (Приложение 4)
- Разработаны материалы по развитию навыков говорения с применением технологии case-study (методом ситуационных задач); ( Приложение 5)
- Внесены разнообразные задания в планирование кружка «Английский всерьёз».
Применение данного метода на уроках английского языка позволяет мне решать задачи развития творческого и критического мышления учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и актуализировать полученную информации, направленные на достижение современной цели обучения иностранному языку, которая состоит в развитии личности, и владении иностранным языком как средством общения.
Основные принципы технологии кейс-стади:
1. Актуальность
Кейсы должны быть связаны с реальными ситуациями, чтобы учащиеся могли увидеть практическое применение изучаемого материала.
2. Активное участие
Учащиеся вовлечены в процесс обучения, решая проблемы и вырабатывая решения в группах.
3. Коллективное обсуждение
Обмен мнениями и обсуждение результатов работы в группах способствуют формированию навыков аргументации и критического мышления.
Этапы внедрения технологии кейс-стади в обучение:
1. Подготовка кейсов
Учитель разрабатывает кейсы, основываясь на реальных событиях или сценариях, которые могут заинтересовать школьников. Это могут быть ситуации из бизнеса, медицины, образования,карьеры,социальных вопросов и т. д.
2. Обсуждение в группах
Учащиеся разбиваются на небольшие группы и получают кейс для анализа. Важно, чтобы каждый участник группы высказал свое мнение и предложения.
3. Ролевая игра
Учащиеся могут принять на себя различные роли в кейсе, что позволяет им практиковать английский в различных контекстах и ситуациях.
4. Презентация решений
Каждая группа представляет свои выводы и решения по обсуждаемой ситуации. Учитель может задать вопросы и предложить дополнительные сценарии для обсуждения.
5. Рефлексия
Ученики обсуждают, что они узнали, какие навыки развили и как могут применить полученные знания на практике.
Примеры кейсов для старшего этапа обучения
Кейс "Социальные проблемы"
Ситуация: Обсуждение влияния социальных сетей на подростков.
Задачи: Учащиеся анализируют плюсы и минусы, представляют свои взгляды и обсуждают возможные решения.
Кейс "Бизнес-проект"
Ситуация: Команда учеников разрабатывает концепцию стартапа.
Задачи: Учащиеся описывают продукт, разрабатывают маркетинговую стратегию и представляют проект группе, обсуждая его сильные и слабые стороны.
Кейс "Экологические инициативы"
Ситуация: Проект по улучшению экологической ситуации в школе или районе.
Задачи: Учащиеся работают над идеями и планами по уменьшению отходов и повышению осведомленности о природе.
Для начала работы мне необходимо:
Тщательно проработать лексику и грамматику, необходимую для ясного выражения своих идей и убеждения собеседников в своей правоте.
Дифференцировать материал и задачи кейса для обучающихся с разным уровнем владения предметными ЗУН.
Убедиться, что занятие проходит на заключительном этапе изучения той или иной темы раздела учебника.
В своей работе технологию кейс-стади я применяю:
- При подготовке к части С единого государственного экзамена.
Как эффективное средство «борьбы» с проблемными зонами.
- При проведении уроков дискуссий и полемик по актуальным темам и вопросам.
- В проектно-исследовательской деятельности
Преимущества и недостатки использования технологии кейс-стади:
Преимущества использования кейс-метода:
1. Практическое применение знаний
Кейс-метод помогает учащимся применить полученные знания на практике, изучая реальные ситуации. Это помогает им лучше понять и запомнить материал.
2. Развитие критического мышления
Работа с кейсами требует анализа, оценки и принятия решений. Учащиеся учатся рассуждать логически, объяснять свои мысли и аргументировать свои решения.
3. Развитие коммуникативных навыков
Кейс-метод включает в себя обсуждение и коллективную работу, что способствует развитию навыков общения и сотрудничества в группе.
4. Мотивация к обучению
Кейсы могут представлять реальные и интересные ситуации, что помогает ученикам чувствовать практическую значимость изучаемого материала.
Риски использования кейс-метода:
1. Недостаток времени
Работа с кейсами может требовать больше времени, поэтому учитель должен тщательно планировать уроки и обеспечивать эффективное использование времени.
2. Неоднородный уровень учеников
В группе могут быть ученики с разным уровнем знаний, что может создать трудности при работе с кейсами. Учитель должен адаптировать материал, чтобы все ученики могли участвовать и вносить свой вклад.
3. Опасность поверхностного подхода
Если кейсы не разрабатываются правильно или не анализируются достаточно глубоко, ученики могут просто повторять чужие решения без осознания их сути.
Будучи эффективным методом обучения, кейс-стади не является, однако, универсальным и может применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранному языку, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка.
И, тем не менее, если такой способ обучения применяется систематически, например, каждый раз по завершении работы над определенной лексической темой), то у учащихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Кроме того, метод решения ситуационных задач может эффективно работать в группах с разным уровнем языковой подготовки. Для групп более сильных учащихся условия задачи могут быть усложнены, для менее подготовленных учащихся или наоборот, упрощены.
1. Барнс Л. Б., Кристенсен Р. К., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. М.: Гардарики, 2000. 502 с.
2. Крутилин В. А. Интерактивные методы в практике преподавания маркетинга: методическое пособие. М.: РосНИИкадры, 2003. 156 с.
3. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. 1999. № 1. С. 109–117.
4. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Маркетинг. 1999. № 5. С. 113–120.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Инсти¬тут русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2008. 944 с.
6. Ситуационная методика обучения: Теория и практика / состав. А. И. Сидоренко, В. И. Чуба. Киев: Центр инноваций и развития, 2001. 256 с.
7. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
8. Щербатых С. В. Методика применения кейс-метода в профильном обучении (на приме¬ре стохастики) // Профильная школа. 2009. № 5. С. 54–57.
9. Ellet W. The Case Study Handbook: How to Read, Discuss, and Write Persuasively About Cases. Harvard Business School Press, 2007.
10. Hickman L., Longman C. Case Method: Business Interviewing (Case Method). Addison-Wesley Professional, 1994.
11. Yin R. K. Case Study Research: Design and Methods Third Edition (Applied Social Research Methods). Sage Publications, 2002.
12.Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку.2 - 11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2004.
13. Бим И.Л.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. М., 1999.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
15.Кабардов М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989.103-104с.
16.Левитан К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. вып.2.89-91с.
17.Соловова Е.Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ // Первое сентября, 17/2005
18. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. #"#">www.rc.edu.ru
19. Психологические особенности подросткового возраста, 2008: http://www.nnmama.ru/
20. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 512 с.
21. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991.