Период коррекции речевых нарушений часто растягивается на длительное время. Логопедическая работа требует многократного повторения одного и того же речевого материала. Это утомляет детей, интерес к логопедическим занятиям теряется. Дошкольники демонстрируют нелюбовь к трудным заданиям, избегают регулярных усилий и трудностей. Иначе говоря, у них наблюдается слабая мотивация к исправлению речевого дефекта. К тому же у дошкольников с нарушениями речи внимание неустойчиво, и они быстро утомляются.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в логопедической практике. Использование различных форм и видов преподнесения речевого материала в лэпбуке позволит учителю-логопеду качественно и в более короткие сроки преодолеть имеющиеся у детей речевые нарушения.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что лэпбук-технология имеет значительные преимущества, такие как:
развивающий характер;
свобода выбора ребенком вида игровых заданий, развитие детской инициативы и самостоятельности;
предоставление возможности осуществить в деятельности дифференциацию и индивидуализацию полученных представлений, интеграцию образовательных областей;
обеспечение успешности решения комплекса задач в доступной и занимательной для дошкольников форме;
реализация партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
возможность детям объединяться по желанию, общаться между собой на познавательную тему;
многофункциональность и универсальность (может быть представлено в упрощенном и усложненном варианте; может быть использовано как игровое пособие для одного ребенка, небольшой группы детей или как пособие для НОД, некоторые варианты могут быть дополнены или полностью заменены и т. п.);
разнообразие игровых заданий, что позволяет поддержать интерес к изучаемой теме на протяжении длительного времени;
не только полезно, но достаточно прочно, безопасно и привлекательно.
Ведущая педагогическая идея заключается в преодолении речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством оптимального использования лэпбук-технологии в системе коррекционно-развивающей работы.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности (Волкова Л.С.) Нарушения речи многообразны, имеют различную степень выраженности, самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства.
Общее недоразвитие речи (ОНР) в логопедии рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя) при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей с ОНР сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Совокупность всех перечисленных проблем в развитии ребенка с ОНР служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду или группе для детей с речевыми нарушениями, путем использования поэтапной системы формирования речи.
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, занимающий 2-3 года. Со временем у ребенка ослабевает интерес к логопедическим занятиям. Чтобы добиться положительного результата в работе, логопеду необходимо использовать как традиционные, так и нестандартные формы и методы проведения логопедический занятий.
В своей работе по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников мы активно используем лэпбук-технологию, так как именно она имеет значительные преимущества, позволяющие использовать ее как эффективное развивающее и коррекционное средство для формирования всех сторон речи в работе с детьми, имеющими ОНР.
Лэпбук (от англ. lap –колени и book – книга) – небольшая самодельная интерактивная папка, книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными забавными деталями, в которую помещены материалы на определенную тему.
Несмотря на кажущуюся простоту лэпбук, с одной стороны, призван привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой – это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной игровой форме и отличный способ как можно быстрее преодолеть речевые нарушения у дошкольника.
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она является автором популярного блога для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки-лэпбуки. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в работе с детьми.
Научной литературы по технологии «лэпбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы при использовании лэпбука.
Татьяна Пироженко дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»
Использование лэпбук-технологии в коррекционной логопедической работе способствует целенаправленному и спонтанному развитию все сторон речевой системы. Логопеды-практики А.А. Зяблицкая, О.Б. Парипса, А.А. Сорокина, Н.С. Щербакова, И.А. Капуста, О.Н. Киселёва отмечают, что применение лэпбука на логопедических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, вызывает огромный интерес ребят к обучению, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность, обеспечивает возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала.
Таким образом, многие педагоги и логопеды подчеркивают положительное влияние лэпбук-технологии на всестороннее развитие ребенка и на формирование всех сторон его речи.
Преодоление общего недоразвития речи – сложный многоплановый процесс. Применение новых технологий, методов и приемов – залог успешного и полноценного устранения негативных проявлений речевой и неречевой симптоматики данного речевого нарушения.
Но не стоит забывать, что любая коррекция должна проходить в рамках ведущей деятельности, ребенку должно быть интересно то, чем он занят. Используемый в коррекционно-развивающей работе материал должен вызывать эмоциональный отклик у ребенка.
На наш взгляд, именно лэпбук – наиболее доступный материал для развития психической деятельности дошкольника с ОНР. Он помогает пробудить интерес к слову, мотивировать интерес к логопедическим занятиям, стимулирует коррекционно-образовательную деятельность.
Цель обобщения опыта – эффективная коррекция речевых нарушений у старших дошкольников посредством оптимального использования лэпбук-технологии.
Для того чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать логопедическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по данному направлению.
2. Создать педагогические условия использования лэпбуков как средства решения коррекционных задач.
3. Обеспечить информационное просвещение родителей через разработку и проведение консультаций по использованию лэпбука дома.
При использовании лэпбук-технологии в системе логопедических занятий педагогу предоставляются следующие возможности коррекционного воздействия:
1. создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
2. совершенствование лексико-грамматических средств языка;
3. совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
4. развитие диалогической и монологической речи;
5. создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;
6. взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
7. развитие познавательной активности у детей.
Вся работа строилась с опорой на общедидактические принципы, принципы коррекционной педагогики (принцип развивающего обучения, деятельностный принцип, принцип опоры на закономерности онтогенетического развития, принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка), а также принципы логопедии (принцип системности, принцип взаимосвязи речи с другими высшими психическими функциями, принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения).
Деятельность по созданию лэпбука велась поэтапно.
1этап - Была изучена и проанализирована логопедическая, психолого-педагогическая и методическая литература по данному направлению.
2 этап - Разработана тематика лэпбуков:
-продумано их содержание (дидактические игры и упражнения должны быть направлены на решение различных речевых и познавательных задач);
-подобран лексический, грамматический, наглядный материал к этим лэпбукам.
3этап - Пособия апробированы в организованной образовательной деятельности.
Изготовление лэпбука начиналось с выбора темы.
Затем составляли план лэпбука, в котором стремились отразить все этапы работы по данной теме.
Ни для кого не секрет, что чем больше анализаторов участвует в процессе обучения и коррекции, тем успешней будет результат. Ребенок видит, слышит, чувствует, осязает.
Таким образом, продумывая материал для лэпбука, как можно больше подбирали заданий на подключение разных анализаторов:
- зрительного (для разгрузки аудиоканала использую картинки, мнемотаблицы, игры-бродилки);
- тактильно-мышечного (использование ощущений через пальцы рук);
- слухового с элементами психогимнастики (интонирование слогов, слов, фраз, произнося их с удивлением, вопросительно, стесняясь, с грустью, восклицанием; прием «закрытые глаза» - произнесение словесного материала с закрытыми глазами, с концентрацией внимания на артикуляции и фонематическом слухе).
Следующий этап самый интересный – создание макета. Продумывали, как будет представлен в лэпбуке каждый из пунктов плана, то есть создавали игровой сюжет. Формы представления разные, от самого простого до игр и развивающих заданий. Все это размещали на разных элементах: в кармашках, мини-книжках, книжках-гармошках, конвертиках разных форм, вращающихся кругах.
При использовании игровых заданий лэпбука коррекция речевых нарушений осуществляется в более сложной и увлекательной речевой ситуации, чем при повторении определенных слов и фраз за учителем-логопедом или воспроизведении заученных заранее стихотворений и рассказов.
В каждом игровом упражнении решаются задачи речевого развития: дыхания, просодики, артикуляционной моторики, фонематического слуха (фонематического анализа, представлений), совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи. И, кроме того, развиваются зрительное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), воображение, фантазия, умение взаимодействовать.
Уникальность пособий заключается в их полифункциональном наполнении – возможности трансформировать атрибуты (изготовлять новые из подручного материала, видоизменять уже имеющиеся) для ознакомления дошкольников с разными лексическими темами, закрепления нового материала и повторения уже знакомой им информации. При этом предоставляется возможность для развития детской инициативы через самостоятельное придумывание воспитанниками новых развивающих и игровых заданий, применения в этих целях имеющихся и новых атрибутов.
Использование лэпбук-технологии в коррекционно-образовательном процессе проводится согласно тематическому планированию:
- совместная деятельность взрослого и детей (индивидуальные и подгрупповые занятия);
- самостоятельная деятельность детей (рассматривание иллюстраций, фото; дидактические игры; настольно-печатные игры; пазлы).
- взаимодействие с семьями воспитанников (съемными материалами могут воспользоваться родители при организации совместной деятельности в домашней обстановке).
Были разработаны и внедрены в практику следующие лэпбуки:
1. «С Симкой играем, звук «с» закрепляем».
Цель: автоматизация в речи звука «с» в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, а также группы детей с использованием дидактического пособия лэпбук. (Приложение 1)
2. «Забавные предлоги».
Цель: формирование предложно-падежных конструкций в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, а также группы детей с использованием дидактического пособия лэпбук. (Приложение 2)
3. «Рычалки и ревелки»
Цель: автоматизация звуков «р», «рь» в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, а также группы детей с использованием дидактического пособия лэпбук. (Приложение 3)
Таким образом, лэпбук – средство индивидуализации дошкольного образования, организации сотрудничества детей и взрослых, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей. Используя лэпбук-технологию, педагог создает условия для развития личности, познавательной мотивации и способностей ребенка с нарушениями речи.
Результатом проведенной работы являются следующие показатели:
1. Положительная динамика речевого развития детей с общим недоразвитием речи. (Приложение 4)
В 2022-2023, 2023-2024 учебных годах логопедические группы посещало 20 детей с ОНР I – III уровней.
В ходе логопедического обследования состояния речи (сентябрь, январь, май) у старших дошкольников уточнялась степень сформированности следующих компонентов языковой системы:
- звукопроизношения;
- фонематического восприятия;
- лексико-грамматического строя речи;
- связной речи.
Анализ результатов обследования детей в мае 2024 года показал, что звукопроизношение исправилось на 82%. То есть в среднем удалось успешно поставить и ввести в самостоятельную речь более половины из нарушенных у детей звуков.
Уровень фонематического восприятия составлял на начало 2022-2023 учебного года 15%. К концу 2023-2024 учебного года он увеличился до 83%. Дети научились дифференцировать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Различают некоторые оппозиционные звуки, смешиваемые в произношении (с-ш, ц-с, щ-сь, ж-з, р-л, л-в). Кроме того, большинство детей успешно справляются с заданиями на определение места звука в слове, определение последовательности и количества звуков в словах различной слоговой структуры. Воспитанники правильно различают согласные звуки по твердости-мягкости, по глухости-звонкости, умеют подбирать слова на заданный звук.
Уровень развития лексико-грамматического строя речи у воспитанников увеличился до 80% (с 17% на начало 2022-2023 учебного года). Дети научились правильно образовывать форму множественного числа имен существительных, не допускают ошибок при согласовании имен прилагательных с именами существительными, правильно употребляют предлоги НА, ПОД, В, ЗА, К, ОТ, С, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Большинство справляются с заданиями на образование существительных множественного числа в родительном падеже, на образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также относительных прилагательных, правильно употребляют в речи приставочные глаголы.
Уровень развития связной речи достиг в конце 2023-2024 учебного года 83% (с 17% на начало 2022-2023 учебного года). Дети научились правильно составлять распространенные предложения. Большинство детей пересказывают простой текст, небольшую сказку, сохраняя связность и последовательность изложения, успешно составляют описательный рассказ и рассказ по серии сюжетных картин.
Таким образом, использование лэпбук-технологии на логопедических занятиях, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности способствовало эффективной коррекции всех компонентов речевой системы у детей.
2. Повышение уровня познавательной активности (любознательности).
(Приложение 5)
(использовалась «Нормативная карта развития дошкольника» Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова)
Возросло количество детей, имеющих высокий уровень развития познавательной активности. Дети задают вопросы об отвлеченных вещах, обнаруживают стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способны к простому рассуждению, проявляют интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).
Диагностика, проведенная в конце 2023-2024 учебного года, не выявила детей с низким уровнем развития познавательной активности.
3. Повышение уровня коммуникативной инициативы.
(Приложение 6)
По сравнению с началом учебного года увеличилось количество детей с 3 уровнем развития коммуникативной инициативы. Эти дети в развернутой словесной форме предлагают партнерам исходные замыслы, договариваются о распределении действий, не ущемляя интересы других участников, избирательны в выборе партнеров.
(Использовалась «Нормативная карта развития дошкольника» Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова)
Положительная динамика показателей речевого развития детей, повышение уровня их познавательной активности и коммуникативной инициативы позволяет утверждать, что работа ведется в правильном направлении.
Результаты диагностики подтверждают необходимость использования лэпбук-технологии в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения.
Приложение №1
Лэпбук «С Симкой играем, звук «с» закрепляем»
Информационный лист к лэпбуку
«С Симкой играем, звук «с» закрепляем»
Название лэпбука: «С Симкой играем, звук «с» закрепляем».
Возраст: 5-7 лет.
Цель: автоматизация в речи звука «с» в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, а также группы детей с использованием дидактического пособия лэпбук.
В пособии собраны материалы по автоматизации звука «с» в слогах, в словах, в предложениях и в связной речи. Содержится необходимый материал для развития фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи. Игры и упражнения, представленные в данном пособии, способствуют развитию пространственных представлений, познавательных процессов (зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления). Все игры объединяет мультипликационный персонаж – Симка (мультфильм «Фиксики»).
Карточки с изображением артикуляционных упражнений и упражнения на формирование длительного целенаправленного выдоха для нормированного произношения звука «с».
Задачи: учить самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения; развивать речевое дыхание.
Данный раздел представлен карточками с изображением артикуляционных упражнений и карточкой с изображением упражнения на формирование целенаправленного длительного выдоха.
• Упражнение «Лягушка». Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд.
• Упражнение «Слоник». Вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.
• Упражнение «Бегемотик». Открыть рот как можно шире и удерживать его в таком положении на счет от одного до пяти, потом закрыть рот.
• Упражнение «Киска сердится». Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.
• Упражнение «Чистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
• Упражнение «Блинчик». Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.
Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.
• Упражнение «Конфетка». Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку.
• Упражнение «Футбол». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватный шарик на противоположный край стола.
Внимание: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил «ф», а не «х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Игра «Раз, два, три! Ёлочка, гори!».
Задачи: уточнить изолированное произношение звука «с», автоматизировать звук «с» в слогах.
Данный раздел представлен игровым полем с изображением новогодней елки. Нужно помочь Симке и Шпуле зажечь елочную гирлянду. Дети четко произносят звук «с» или повторяют слоги с данным звуком и передвигают по игровому полю фигурки фиксиков из киндер сюрпризов.
Игра «Звуковые коврики».
Вариант 1.
Задачи: учить определять на слух наличие звука «с» в словах; развивать фонематическое восприятие.
Данный раздел представлен пустыми ковриками, разделенными на квадраты (3 шт.), и ковриками-образцами №1, №2, №3. Детям раздаются пустые коврики и набор знаков фиксиков «Тыдыщ!». Ведущий предлагает игрокам сделать коврики красивыми. Для этого ведущий называет слово, если в нем есть звук «с», игроки закрывают соответствующий квадрат знаком фиксиков. Если в предложенном слове нет звука «с», квадрат остается пустым. Коврик закрывают по горизонтали. В конце игры ведущий показывает свой коврик-образец и предлагает сравнить, правильно ли разложили игроки знаки фиксиков.
Выигрывает тот, кто не сделает ошибок.
Коврик №1.
маска вата сын
усы сабля слон
салат лапы стол
Коврик №2.
сом кот колесо
мама стул книга
весы кенгуру волосы
Коврик №3.
диван лиса кровать
скала самолёт мусор
окно сон облако
Вариант 2.
Задачи: учить самостоятельно определять наличие или отсутствие звука «с» в словах; развивать фонематическое восприятие.
Данный раздел представлен ковриками №4, №5, №6. Дети самостоятельно называют картинки, изображенные в квадратиках коврика. Если в названии картинки есть звук «с», то соответствующий квадрат закрывается знаком фиксиков «Тыдыщ!».
Вариант 3.
Задачи: автоматизировать звук «с» в словах; формировать пространственные представления; закреплять правильное употребление предлогов НАД, ПОД, МЕЖДУ; развивать кратковременную зрительную память.
Данный раздел представлен ковриком с голубым фоном.
Игра «Подарки».
Задачи: автоматизировать звук «с» в словах и словосочетаниях, закреплять навык самостоятельного использования в речи местоимений «мой», «моя»; закреплять умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными мужского и женского рода.
Игра «Ромашка».
Задачи: автоматизировать звук «с» в словах и словосочетаниях; закреплять умение согласовывать прилагательное «синий» с существительными мужского и женского рода; закреплять умение согласовывать числительные с существительными; совершенствовать навык образования родительного падежа множественного числа имен существительных; закреплять умение согласовывать числительные и прилагательные с существительными в родительном падеже; развивать зрительную кратковременную память.
Игра «Что рисуют дети?»
Задачи: автоматизировать звук «с» в предложениях; развивать умение подбирать рифмы к словам; развивать чувство ритма.
Игра «Учим с Симкой скороговорки».
Задачи: автоматизировать звук «с» в скороговорках, используя мнемотехнику; развивать слухоречевую и зрительную память, выразительность речи.
Игра «Речевые пазлы».
Задачи: развивать навыки пересказа; автоматизировать звук «с» в предложениях и связной речи; развивать мышление, зрительное и пространственное восприятие.
Игра-ходилка «Убегаем от Кусачки».
Задачи: закреплять правильное произношение звука «с»; развивать внимание, память, мышление, умение соблюдать правила.
Каждый игрок получает по одной фишке и ставит ее на клетку с изображением бус. При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперед, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Остановившись на клетке, нужно произнести название картинки и составить с этим словом предложение. Если игрок попал на клетку со значком ,то он должен прочитать скороговорку, если со значком ,то считалочку, если со значком ,то он должен отгадать загадку. Побеждает тот, кто раньше всех дойдет до клетки с изображением косы.
Приложение 2.
Лэпбук «Забавные предлоги»
Приложение 3.
Лэпбук «Рычалки и ревелки»
Приложение 4.
Динамика речевого развития детей .
В ходе логопедического обследования состояния речи (сентябрь, январь, май) у старших дошкольников уточнялась степень сформированности следующих компонентов языковой системы:
- звукопроизношения;
- фонематического восприятия;
- лексико-грамматического строя речи;
- связной речи.
Используемая методика: Карты речевого развития (разработанные учителями логопедами МБДОУ «Детский сад №16 «Голосок»
Приложение 5.
Уровень развития познавательной активности
(любознательности) у детей
Используемая методика: «Нормативная карта развития дошкольника» Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова)
Приложение 6.
Уровень развития у детей коммуникативной инициативы
Используемая методика: «Нормативная карта развития дошкольника» Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова)
Приложение 7.
Приложение 8.