Предлагаемый опыт решает проблему развития гибких навыков учащихся путем использования педагогом образовательных и воспитательных возможностей системы специальных кейсов в условиях реализации программы дополнительного образования по биологии.
Благодаря такой практике у ребенка развиваются навыки командной работы, ролераспределения, умение нестандартно мыслить, принимать решения, коммуницировать, критически мыслить, креативно подходить к решению поставленной задачи.
Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа подготовки детей к жизни в постоянно меняющемся мире, реализации задач, стоящих перед образовательной организацией, гарантирует развитие потенциальных возможностей каждого учащегося, способствует формированию у учащихся научной картины мира для устойчивого развития государства, развитию представлений о жизни как абсолютной ценности, о единстве и необходимости гармоничного сосуществования общества и природы.
Представленный опыт помогает педагогу обеспечивать решение как задач естественнонаучного образования, так и задач развития нравственной, гармоничной личности, способной к творчеству и к профессиональному самоопределению.
Практическая значимость представленного опыта обусловлена тем, что:
- описаны необходимые требования по созданию условий для успешного формирования гибких навыков учащихся в процессе обучения;
- уточнен перечень базовых гибких навыков для учащихся школьного возраста, необходимых для непрерывного развития личностного потенциала;
- разработаны учебные кейсы как инструмент формирования гибких навыков учащихся;
- разработана и апробирована программа дополнительного образования по биологии.
Реализация программы дополнительного образования по биологии в логике проектной деятельности, которые предполагают целенаправленное формирование гибких навыков, способствует овладению учащимися навыков командной работы, ролераспределения, умения нестандартно мыслить, принимать решения, коммуницировать, критически мыслить, креативно подходить к решению поставленной задачи и др.
Теоретико-методологической основой опыта являются:
- идеи деятельностного подхода к пониманию процесса обучения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.);
- положения, раскрывающие психологические основы формирования учебных умений (К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский и др.);
- теоретические положения, раскрывающие дидактическую природу процесса обучения как единства его процессуальной и содержательной сторон (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер и др.);
Критерий результативности опыта - сформированность у обучающихся гибких навыков.
Показатели результативности – публичные защиты проектов, во время которых наблюдается сформированность навыков командной работы, ролераспределения, умения нестандартно мыслить, принимать решения, коммуницировать, критически мыслить, креативно подходить к решению поставленной задачи.
Способы диагностики показателей:
- Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник).
- Методика «Изучение познавательных затруднений».
- Методика В. В. Синявского и Б. А. Федоришиной «Коммуникативные и организаторские склонности».
- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» [18].
Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоршиной «Коммуникативные и организаторские склонности» представляет собой комплекс диагностических заданий, направленных на оценку уровня развития коммуникативных навыков учащихся.
Библиографический список
1. Skills for social progress: the power of social and emotional skills. Paris: OECD, 2015. 140 p.
2. The future of jobs. Employment, skills and workforce strategy for the fourth industrial revolution: global challenge insight report. Geneva: World EconomicForum, 2016. 157 p.
3. Whitmore P.G., Fry J.P. Soft skills: definition, behavioral model analysis, training procedures. Alexandria, VA: Human Resources Research Organization, 1972. 48 p.
4. Воровщиков, С. Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 208 с. – ISBN 978-5-98594-297-2
5. Галеева, Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: методическое пособие для учителя / Н. Л. Галеева. – М.: 5 за знания,2006. – 144 с. – ISBN 5-98923-023-0
6. Комиссаров, Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования / Б. Д. Комиссаров. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. – ISBN 5-09-002840-0.
7. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.-с.73-82.
8. Лернер, И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / И. Я. Лернер // Научное творчество; под ред. С. В. Микулинского, М. Г. Ярошевского. – М.: Наука. - 1969. – с. 229
9. Новостная статья «Международные эксперты обсудили оценку гибких компетенций школьников» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=7161
10. Разумовский, В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике / В. Г. Разумовский – М. : Просвещение,1975. – 272 с.
11. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: Ноу - хау в образовании.: учеб. пособие. / В.П. Симонов. – М.: Издательство Высшее образование. – 2007 – 357 с.
12. Трегер А. «Гид по soft skills: как развивать ключевые навыки будущего», автор А.Трегер, глава службы разработки сервиса Яндекс.Практикум [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/trends/education/5e8ee8969a7947112c075b68
13. Шипилов В. «Перечень навыков soft-skills и способы их развития», В. Шипилов, бизнес-тренер, основатель «SBA University» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml
14. Ивонина А.И. «Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников», авторы Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М.
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf
15. Биккулова О. «Что такое hard и soft skills? В чем разница? Что важнее?», автор: Ольга Биккулова, специалист Центра "Гуманитарные технологии" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznitsa-chto-vazhnee.html
16. Усова, А. В. Формирование у учащихся учебных учений / А. В. Усова, А. А. Бобров. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 9 с. – ISBN 978-5-09-037348-7.
18. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 г.
19. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science). Образование и наука. 2019;21(8):187-207. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207